logo
ккккк

34. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.

В эпоху Возрождения - Ренессанса (XIV-XVI вв.) воскрешенная античная наука быстро превратилась в экспериментальную, чтобы соответствовать потребностям времени: развитию ремесленного и мануфактурного производства, грандиозному строительству огромных зданий и кораблей, и т.д.

Натурфилософия Возрождения сосредоточилась на изучении реальной природы. В погоне за подлинными фактами, она боролась с мистикой и религиозным догматизмом.

Одно из основных философских направлений этой эпохи – пантеизм, «растворяющий Бога в природе», передавая ей все те функции, которые ранее осуществлял Творец.

Благодаря распространению возрожденческого гуманизма, «человек» оказался важнейшим объектом научных исследований и центральным элементом научной картины мира. Ученые уверовали в безграничность познавательных и иных человеческих способностей. Но в то же время успели разобраться, что познание искаженно примесями человеческой субъективности. Все теории нацеливались на практический результат ‑ преобразование природы на благо человека.

Научно-исследовательской деятельности Ренессанса присущ ярко выраженный универсальный характер. И такие титаны Возрождения, как Николай Кузанский и Леонардо да Винчи, занимались всеми науками одновременно (да и искусствами тоже), делая потрясающие открытия и создавая механизмы, опережавшие на века научно-технический прогресс.

Однако на исходе Возрождения (в новое время) единая наука быстро разделилась на отдельные научные дисциплины, у каждой из которых были свои корифеи. Так Коперник создал теорию гелиоцентрического устройства Солнечной системы. Кеплер открыл основные закономерности движения небесных тел. Галлией сделал множество астрономических и физических открытий. Ф. Бэкон разработал эмпирическую методологию научных исследований, а Декарт ‑ рационалистическую. Первая основывалась на сборе и обобщении фактов путем индукции. Вторая – на дедуктивном выведении достоверных знаний из несомненных фактов в соответствии с абсолютно очевидными аксиомами.

Ньютон обобщил достижения предшественников, создав единую механическую модель мироздания (изложена в книге «Математические начала натуральной философии» и других работах), основанную на трех основных законах и теории всемирного тяготения. Кроме того, вместе с Лейбницем и другими математиками Ньютон заложил основы дифференциального исчисления.

К середине ХIX века наука обогатилась теориями развития: диалектической (революционной, марксистской) и эволюционной (дарвинисткой).

Так сложилась дисциплинарно- (то есть по отраслям) организованная наука, перешедшая от решения конкретных проблем к открытию общих законов (принципов) на основе экспериментальных исследований и математических формализаций (сведения фактов к точным величинам и формулам).