logo
ккккк

31. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.

Рефлексия (от позднелатинского «reflexio» - возвращение) – переосмысливание имеющихся знаний, суждений, ценностей, взглядов, эмоций и иных духовных состояний. Рефлексию делят на философскую (общетеоретическую), частнонаучную и обыденную.

Философы и ученые прибегают к рефлексивному осмыслению, чтобы лучше разобраться в уже известном, упорядочить и систематизировать свои интеллектуальные запасы. В этом им помогают:

- теория познания (гносеология, эпистемология), изучающая закономерности познавательной деятельности и в первую очередь соотношение познания и реальности, познающего субъекта и познаваемого объекта;

- методология, предлагающая методы познания, научной деятельности и распространения знаний (выделяют философскую, общенаучную и конкретно- или частно- научную методологии);

- логика, обеспечивающая связность суждений, соответствующую взаимозависимостям между явлениям и идеям, а заодно предлагающая систему обоснований-доказательств (выделяют формальную и диалектическую логики, индуктивные, дедуктивные и иные общелогические методы).

Отличительная особенность полноценного рефлексивного осмысления – его целостность, последовательность, отсутствие внутренних противоречий, пробелов, излишних повторов, прочих излишеств и несогласованностей.

Целью подобного осмысления отечественные философы по-прежнему называют «достижение истины».