logo
ккккк

23. Основные стратегии исследования социальной реальности (к. Маркс Предисловие «к критике политической экономии»).

Основные стратегии исследования социальной реальности таковы:

- марксистский подход: общество формируется в соответствии с уровнем развития производительных сил – орудий и способов создания материальных и духовных благ. Производительные силы определяют производственные отношения, а на их основе складываются и все остальные отношения в обществе. Человек формируется как совокупность общественных отношений. Поэтому полноценный человек возможен лишь после уничтожения социально-классовых перегородок диктатурой пролетариата;

- концепция социального действия, она же «понимающая социология» (М. Вебер): общество реально состоит из «социальных действий» (воздействий индивидов друг на друга). Анализируя такие действия, следует вскрывать их самые типичные и самые сильные побудительные мотивы, чтобы иметь дело с сущностными причинами, а не случайными следствиями. Вебер выделяет 4 типа социальных действий, различающиеся базовой мотивацией: 1) разумно-целенаправленные, 2) основанные на ценностях (идеалах), 3) аффективные (эмоциональные), 4) традиционные (по привычке), – эти типы в реальности смешаны, но каждый из них доминирует при соответствующих ему национальных и исторических обстоятельствах;

- структурный функционализм (Т. Парсонс и Р.К. Мертон) представляет общество как единство структурных элементов («органов»), каждый из которых выполняет свою функцию. В целом общество состоит из трех подсистем: 1) действующие личности, 2) сложившаяся культура, 3) изменяемая природа. Общественная система в целом жизнеспособна, пока поддерживает баланс и взаимообмен между своими подсистемами и прочими структурными элементами (прежде всего экономика должна быть адаптирована к природе, политика ‑ к нуждам людей, а формы социального единства не должны угнетать индивидов). Дисбаланс («дисфункции») разрушает общество;

- теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас) видит цель социальной науки в изыскании ненавязчивых методов объединения людей («универсального примирения») - таких, чтоб никто не чувствовал, что общество – чуждая ему, гнетущая сила. Лучший объединитель – интенсивное общение - коммуникации, складывающиеся свободно, без заранее заданных целей и навязчивых мнений. При этом каждый участник общения должен стремиться не к успеху, а к взаимопониманию и согласию (консенсусу).

Предисловие к книге К. Маркса «К критике политической экономии» (1859 год) считается каноническим изложением марксистского подхода к общественному развитию. Там на пяти страницах между перечислениями своих прошлых и будущих, политических и научных свершений Маркс утверждает:

- бытие всегда предопределяет сознание;

- изменения социальной системы являются революционными разрешениями противоречий между развившимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями;

- от состоящего из этих сил и отношений экономического базиса всецело зависит политическая и юридическая надстройка, а также общественное сознание;

- в ближайшем будущем, преодолев последний антагонистический (буржуазный) способ производства, завершится человеческая предыстория.