logo
ккккк

39. Понятие методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методологии познания.

Метод (от древнегреческого «μέθ-οδος» - познавательное возвеличивание, подъем познания) – единая совокупность приемов познания и преобразования действительности. Методология науки – 1) система научных методов, упорядочивающих научные исследования, а также 2) учение о методах (общая теория методов).

Методология включает:

- типовые планы познавательной деятельности для достижения всевозможных исследовательских целей;

- формы организации работы исследовательских коллективов;

- совокупность исследовательских алгоритмов (приемов, операций, способов действия и т.п.);

- прикладные перечни исследовательских приспособлений (оборудования, орудий и т.п.);

- правила безопасности при проведении исследований;

- нормы морали, обязательные при осуществлении исследовательской деятельности;

- набор критериев – требований, предъявляемых к получаемым результатам;

- стандарты делопроизводства, нормы опубликования и иных способов распространения информации.

Постоянный подбор методов исследования – сложный процесс, от которого зависит успешность исследований. Поэтому, выбирая методику, прежде всего руководствуются:

- характером предмета исследования;

- уровнем подготовки исследователей;

- наличием сил, средств и времени для проведения исследования;

- востребованной точностью результатов.

Важно напомнить и то, что все методы совершенствуются (шлифуются) в ходе их применения.

Характерная особенность современной науки ‑ неуклонное повышение значения методологии. Поскольку стремительно растет сложность познаваемых явлений ‑ плохо подготовленные (любительские, спонтанные, случайные и т.п.) исследования уже не дают желаемых результатов.

Общечеловеческие методы познания присущи и науке. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия, моделирование. Кроме того, применяются более профессиональные методы: частнонаучные, общенаучные и философские. Первым свойственна наименьшая степень обобщения эмпирических данных. Последним – наибольшая, предельно возможная, выходящая за рамки чувственного опыта. Поэтому частнонаучные методологии максимально близки к эмпирическим исследованиям (наблюдениям, экспериментам и т.п.). Философские в основном состоят из теоретизирования. Общенаучные методы занимают среднее положение, являясь первоначальными широкими обобщениями результатов, полученных многими или всеми научными отраслями.