logo
ккккк

8. Философия Нового времени в ее взаимосвязи с наукой. Проблема метода в новоевропейской философии.

В философии нового времени (XVI-XVII вв.) царит наукоцентризм: наука освобождается от богословия и умозрительного философствования, основывается на повторяющихся экспериментах и логических доказательствах. Распространяется деизм, признающий Бога лишь первотолчком, запустившим механизм Вселенной. Ищутся естественные законы для преобразования мира. Все выдающиеся философы этого времени ‑ ученые естествоиспытатели. Царит «гносеологический и социальный оптимизм»: уверенность в том, что истина доступна, и наука даст человеку безграничную власть над миром и всеобщее благоденствие.

Философия много внимания уделяет разработке метода познания. Появляется два основных (противостоящих друг другу) метода познания:

1) Эмпиризм (Бекон, Локк): познание через наблюдения, опыты, эксперименты и индукцию (выводы от частного к общему); очищение сознания от предубеждений («идолов рода, пещеры, рынка, театра»), обязательна экспериментальная проверка и практическая полезность знаний.

2) Рационализм (Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц) – критерий истины в ясности и четкости осознания, признаются врожденные идеи и дедукция в качестве стержневого вида доказательства (от общего к частному), предпочитается формальная логика и математический стиль изложения систем (теоремы на основе нескольких аксиом).

Кроме того, философия почерпнула из науки механистический метод (в стиле Ньютона) ‑ отождествление мира с большим слаженным механизмом. В конце концов, механика становится образцом для всякой науки, а эксперимент – столбовой дорогой к истине.