29. Понятия биосферы и ноосферы, их взаимосвязь в развитии общества. Понятие коэволюции.
Биосфера (от древнегреческого βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера) она же «экосфера» ‑ область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, возможно, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы («живое вещество») и среда их обитания образуют целостную развивающуюся систему. При этом живое выступает преобразующей силой. Учение о биосфере создано В. И. Вернадским в 1926 г. Биосфера начала формироваться 500 млн. лет назад. Сейчас в ней около 3 млн. видов растений, животных, грибов, бактерий и насекомых.
Ноосфера (от древнегреческого «νόος» - разум и «σφαῖρα» - сфера) – природа, сознательно (творчески) преобразованная человечеством. Учение о ноосфере детально разработано В. И. Вернадским. Он же охарактеризовал взаимодействие природы и общества, биосферы и ноосферы, придавая огромное значение науке и технике.
В этом взаимодействии выделяют 3 периода:
1) присваивающее хозяйство (собирательство и охота);
2) аграрное общество (доминирование земледелия и скотоводства);
3) индустриальный строй (доминирование промышленного или машинного производства).
Вредное воздействие промышленности требует развития природоохранной деятельности, что приведет к наступлению четвертого – ноосферного периода («постиндустриального или технотронного общества»), основанного на безвредных (экологичных) технологиях, которые необходимо создать ученым, заодно разработав «модели устойчивого развития».
Коэволюция – это совместная эволюция биологических видов. Единство биосферы ведет к тому, что любое изменение одного вида влияет на другие. Выделяют два вида естественной коэволюции:
1) Взаимодействие в системе «хищник-жертва», совершенствование средств спасения у жертвы вызывает улучшение средств нападения хищника и наоборот. В результате выживают оба вида, и складывается устойчивый баланс между численностью хищников и жертв. Его разрушение губительно для экосистемы в целом: чересчур расплодившийся вид уничтожает окружающую среду.
2) Мутуализм – взаимоподдержка и взаимодополнение различных видов живых организмов (например, цветов и опыляющих их насекомых).
Современная философия убеждает людей объединиться для искусственной коэволюции - создания такой высокоморальной системы взаимодействия с природой («этносферы»), при которой гармоничное сосуществование всех видов будет способствовать сохранению и развитию каждого из них.
30. Человек как философская проблема. Основные стратегии осмысления природы человека в философии (натуралистическая, рационалистическая, философско-религиозная, социологизаторская, марксистская, экзистенциально-персоналистская, психоаналитическая, синтетическая).
Сегодня принято считать человека – высшей ценностью, наиболее уникальным и универсальным существом, единством микрокосма (внутреннего сгустка и отражения законов природы), микротеоса (воплощения Божественных идеалов) и микросоциума (совокупности общественных отношений), а заодно биосоциальной или биопсихологической целостностью. Столь сложный и важный субъект является и самой большой проблемой (загадкой) философского исследования: в нем много необъясненного и даже необъяснимого.
Труднее всего, но правильнее рассматривать человека целостно. Классической считается триадичная модель человека: тело (природное) + душа (источник жизненной энергии и свободы творчества, а также носитель бессмертия) + дух (общечеловеческое, или разум, или воплощение Универсального - Абсолютного).
Основные стратегии осмысления природы человека в философии:
- натуралистическая (человек – невычленимая часть природы, либо ее венец, а заодно разновидность животного);
- рационалистическая (человек ‑ носитель разума, тождественного разумности Мироздания или Разуму Всевышнего);
- философско-религиозная (человек сотворен Господом по образу и подобию своему);
- социологизаторская (человек ‑ не столько природный, сколько социальный продукт);
- марксистская (человек – совокупность общественных отношений, разумный преобразователь природы, развитый соответственно уровню развития своих производительных сил и производственных отношений);
- экзистенциально-персоналистская (человек ‑ нечто уникальное, особое начало в мире, наивысшее проявление свободы выбора);
- психоаналитическая (человек единство сознательного и подсознательного, причем подсознательное буйствует и с большим трудом укрощается разумом и системой общественных ограничений);
- синтетическая (сочетание всех или нескольких стратегий).
- 1. Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения.
- 2. Происхождение философии, ее предмет и основные проблемы.
- 3. Структура философского знания. Функции философии, ее взаимосвязь с наукой, искусством, религией.
- 4. Основные этапы развития античной философии. Доклассический период в древнегреческой философии (Милетская школа, Гераклит, элейская школа).
- 5. Основные идеи классического периода древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).
- 6. Основные проблемы и идеи в философии средневековой Европы.
- 7. Философская мысль эпохи Возрождения: натурфилософия, гуманизм, неоплатонизм. Социально-политические идеи представителей Возрождения.
- 8. Философия Нового времени в ее взаимосвязи с наукой. Проблема метода в новоевропейской философии.
- 9. Философский материализм и социально-политические идеи в философии XVIII в.
- 10. Основные достижения немецкой классической философии (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах).
- 11. Особенности классической и постклассической философии Западной Европы.
- 12. Философия иррационализма (а. Шопенгауэр, с. Кьеркегор, ф. Ницше).
- 13. Становление и развитие философии марксизма. Диалектика и материализм.
- 14. Позитивистская традиция в западной философии (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивим).
- 15. Феноменология и экзистенциализм.
- 16. Современная религиозная философия: неотомизм, персонализм.
- 17. Новейшие направления современной западной философии: герменевтика, структурализм, постмодернизм.
- 18. Основные этапы развития философской мысли Беларуси: просветительство (е. Полоцкая, к. Туровский), Ренессанс и Просвещение (ф. Скорина, с. Будный, с. Полоцкий, к. Лыщинский и др.).
- 19. Философские идеи и развитие белорусского национального самосознания в творчестве я. Купалы, я. Коласа, м. Богдановича, и. Абдираловича-Канчевского.
- 20. Социально-политические идеи русской философии (славянофилы и западники).
- 21. Русская религиозная философия хiх-хх вв. (в. Соловьев, н. Бердяев и др.) и русский космизм (н. Федоров, в. Вернадский и др.).
- 22. Онтология как философское учение о бытии. Понимание бытия в классической и неклассической философии.
- 23. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- 24. Системно-структурная организация, движение и развитие как атрибуты материи.
- 25. Основные концепции пространства и времени.
- 26. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Концепция глобального эволюционизма.
- 27. Принципы, законы и категории диалектики.
- 28. Философские и научные представления о природе. Естественная и искусственная природа. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.
- 29. Понятия биосферы и ноосферы, их взаимосвязь в развитии общества. Понятие коэволюции.
- 31. Основные концепции антропогенеза (креационистская, эволюционная, игровая, трудовая и др.).
- 32. Биологические, социальные и экзистенциальные (проблемы смысла жизни, смерти, бессмертия) аспекты человеческой жизни.
- 33. Понятие сознания. Основные традиции исследования сознания в классической и постклассической философии.
- 34. Природные и социокультурные факторы становления сознания.
- 35. Отражение как всеобщее свойство материи. Качественное изменение форм отражения в эволюции материи.
- 36. Сознание, язык, мышление и речь, их взаимосвязь.
- 37. Структура и функции сознания. Сознание и бессознательное. Феномен самосознания.
- 38. Понятие познания. Основные подходы к проблеме познаваемости мира. Субъект и объект познания.
- 39. Структура познавательного процесса. Чувственный и рациональный компоненты познания.
- 40. Понятие истины. Основные концепции истины. Абсолютная и относительная истины, конкретность истины, заблуждение и ложь.
- 41. Понятие практики. Функции практики в познании. Техническая деятельность как форма практики.
- 42. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Специфика научного познания.
- 43. Историческое развитие научного знания: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- 44. Уровни и формы научного знания. Понятие метода. Эмпирические, теоретические и общелогические методы научного познания.
- 45. Научные революции, их типы и роль в научном познании.
- 46. Специфика познания социальной реальности.
- 47. Общество как система и его структура. Основные подходы в познании общества (марксистский подход, концепция социального действия, структурный функционализм, теория коммуникативного действия).
- 48. Власть, политика и государство. Основные признаки, исторические типы и формы государства.
- 49. Идеология в жизни общества. Особенности идеологии современного белорусского государства.
- 50. Источники, движущие силы и субъекты исторического развития общества.
- 51. Линейные и нелинейные модели исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к истории.
- 52. Понятие и типы цивилизации в истории общества. Пути развития восточнославянских народов и диалог культур в условиях глобализации.
- 53. Научно-технический прогресс. Индустриальное и постиндустриальное общества. Основные черты информационного общества.
- 54. Общественный прогресс и его исторические типы. Критерии прогресса.
- 55. Глобальные проблемы современности и возможности их решения.
- 56. Понятие культуры, ее структура, функции и тенденции развития. Основные философские подходы к изучению культуры (аксиологический, семиотический, игровой и др.)
- 1. Взаимосвязь философии, культуры и мировоззрения. Природа философских проблем (Аристотель «Метафизика»).
- 2. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культур Востока и Запада. Философия и национальное самосознание.
- 4. Основные стратегии постклассических философских исследований в Западной Европе.
- 5. Предмет, социокультурный статус и функции философии.
- 6. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 7. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах (д. Дж. Гросс «Грядущие революции в фундаментальной физике»).
- 8. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 9. Современная наука и философия о самоорганизации в природе. (и. Пригожин, и. Стенгерс «Порядок из хаоса»). Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11. Понятия движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов (ф. Энгельс «Диалектика природы»).
- 12. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении.
- 13. Глобальный эволюционизм в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины (в. С. Степин об «универсальном эволюционизме»).
- 14. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека.
- 15. Проблема сущности и существования человека. Человек как единство индивида, индивидуальности, личности (а. Печчеи «Человеческие качества»).
- 16. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования.
- 17. Философия и когнитивные науки о структуре и полифункциональности сознания.
- 18. Сознание, язык, коммуникация и их взаимосвязь.
- 19. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии.
- 20. Ценности человеческой жизни, личностный выбор, смысл жизни и проблема смерти и бессмертия.
- 21. Основные черты антропологического кризиса в современной техногенной цивилизации.
- 22. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 23. Основные стратегии исследования социальной реальности (к. Маркс Предисловие «к критике политической экономии»).
- 24. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 25. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 26. Понятие культуры и основные парадигмы ее философского анализа.
- 27. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 28. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества (д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования»).
- 29. Культурно-цивилизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси.
- 30. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
- 31. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.
- 32. Основные проблемы философии науки. Специфика научного познания. Вненаучное познание.
- 33. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук.
- 34. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.
- 35. Социокультурные и методологические особенности развития современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществах.
- 36. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание, структура и методы. Структура, обоснование и критерии научного метода.
- 37. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории.
- 38. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. (т. Кун «Структура научных революций»). Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 39. Понятие методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методологии познания.
- 40. Системный подход и его методологическая роль в современной науке. (л. Фон Берталанфи про «общую теорию систем»). Становление нелинейной методологии познания.
- 41. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 42. Обоснование результатов исследования и методы систематизации научных знаний.
- 43. Информационные технологии в современном научном познании.
- 44. Методологическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании.
- 45. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
- 46. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 47. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 48. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 49. Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 50. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественнонаучного познания (в. Гейзенберг «Шаги за горизонт»).
- 51. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание: условия формирования и особенности. Типы научной рациональности (в. С. Степин об «исторических типах научной рациональности»).
- 52. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук (в. Г. Горохов «Основы философии техники и технических наук»).
- 53. Экологические, гуманитарные, этические, аксиологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов.
- 54. Новые направления развития науки в ххi веке и их социальное значение.
- 55. Инновационная институализация современной науки.
- 56. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации (х. Ленк об «ответственности в техническом прогрессе»).
- 57. Становление техноструктуры хх в. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 58. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Критерии оценки последствий развития техники.
- 59. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 60. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели, сценарии, противоречия и социальные последствия глобализации.