logo search
ккккк

33. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук.

Зарождению науки предшествовала преднаука (освоение доступного обыденному и практическому познанию). На этой стадии было мало системности, обоснованности, осознанности, понятности; все выводы носили характер бытовых рекомендаций.

Зачатки научных знаний (особенно математических, астрономических и узко прикладных) усматриваются в религиозно-философских системах Шумера¸ Египта, Вавилонии, Индии, Китая, Персии. Первыми учеными «по совместительству» были жрецы древнейших монастырей.

Однако большинство историков считает, что подлинная наука началась в Древней Элладе (VI-IV вв. до н.э.), когда постижение истины стало цениться независимо от ее прикладной полезности. Условия возникновения науки: высокая степень разделения труда, позволившая выделиться умственному труду, а также развиться ремеслам и торговле, требовавшим научных знаний для успешной конкуренции на рынке.

Аристотеля называют отцом основных наук (механики, физики, биологии, медицины, астрономии, географии, политологии, этики, эстетики, логики, филологии и т.д.), поскольку именно он обособил эти отрасли знаний от философии в качестве самостоятельных сфер исследования, имеющих свой специфический объект (предмет), воспринимаемый чувствами.

К этому времени теоретические обобщения уже достигли той степени всесторонности и универсальности, которая позволяла заложить основы каждой из выделенных наук. Хватало и знаний, чтобы эти науки наполнить. Сложились и первые научные коллективы ‑ Платоновская Академия и Аристотелевский Лицей.

Первые научные программы в античной культуре состояли в сборе, анализе, систематизации и комментировании всех известных фактов, мыслей и художественных произведений. Для этого античные ученые путешествовали по всему миру, старательно собирали книги, образцы природных и искусственных произведений, создавая огромные музеи и библиотеки, среди которых самой большой коллекцией мог похвастаться Александрийский Музейон.

Ведущие научные программы античности таковы:

- математика Пифагора и Платона: ее вершина ‑ труды Эвклида (эвклидова геометрия); ее цель – поиск «чисел и формул», точно описывающих все материальные и духовные явления;

- атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура: его вершина ‑ поэма Лукреция «О природе вещей»; цель – представить весь мир как взаимодействие неделимых миничастиц (атомов);

- систематика Аристотеля и перипатетиков: ее цель – сделать науку максимально полной и точной моделью бытия с помощью детальной классификации и систематизации знаний. Труды Аристотеля и его учеников (перипатетиков) достойны статуса первой научной энциклопедии (свода научных знаний).

В специализированную, профессиональную деятельность и социальный институт наука превращалась в XVI-XVII вв., когда складывалось экспериментальное естествознание («опытная наука»), основанное на математически четких формулах, описывающих соотношение между различными природными явлениями. В то же время появились первые академии, научные сообщества и школы. Стремительно разрастались и научные коммуникации: размножение и распространение книг, статьей, журналов, хрестоматий, справочников, энциклопедий, учебников. Систематическая подготовка научных кадров окончательно сформировалась лишь к концу XIX века. Непосредственной производительной силой наука сделалась к середине ХХ века.