logo search
ккккк

16. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования.

Сознание (отношение со знанием) – высшая форма психики, точнее совокупность психических, интеллектуальных и иных духовных способностей, позволяющих воспринимать, постигать и переживать действительность (внешний и внутренний мир). Оно сущностная характеристика человека (то, без чего человек невозможен).

Сознание противопоставляется как осознаваемому (объективному миру), так и бессознательному (неосознаваемому, подсознательному и т.п.).

Философия много внимания уделяет изучению сознания, хотя иногда высказывается мнение, будто бы сознание не поддается объективному изучению по причине своей интимности и можно изучать лишь внешние проявления сознания - действия, чем и занимаются бихевиористы. По их мнению, сознание неуловимо для внешнего наблюдения. При объективировании сознания в клетках мозга, языке, поведении и т. п.‑ нивелируется все уникально-личностное.

До сих пор важным является деление философов на идеалистов, признающих первичность неких форм сознания, и материалистов, признающих первичность материи, предопределяющей существование и содержание любого сознания.

Обычно сознание отождествляют со всей совокупностью знаний, но некоторые философы полагают, что в сознании дано и то, чего мы еще не знаем (лишь смутно воспринимаем), а заодно проявляются наши подсознательные эмоции.

Основные традиции исследования сознания таковы:

- субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): некий Суперразум – субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум – проявление Божественного или Мирового Суперразума;

- функциональная модель (Гоббс, Локк, Бюхнер, Рорти): сознание – функция нервной системы и мозга, чувства – источник сознания, оно само фильтр между впечатлениями и размышлениями;

- социокультурная парадигма (марксизм, символический интеракционизм, структурализм): сознание ‑ продукт общественных отношений, социальных взаимодействий, языка;

- экзистенциально-феноменологическая или интенциональная концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание – то, что как будто направленно вовне нашего Я, но, на самом деле, свободно конструируется индивидуальным Я из смеси внешних и внутренних потоков ощущений, чувств и переживаний.

- психоаналитическая парадигма (фрейдизм и т.п.): сознание это Я, находящееся между подсознательным «Оно» и социальным «Сверх-Я», такое сознание формируется как продукт взаимодействия подсознательной психики с общественными сдержками и противовесами.