1. Масштабы современного химического производства
Начиная с середины XX века, достижения химической науки стали активно внедряться в промышленное производство и формирование экономики. Возникли химические технологии, на основе которых строились промышленные комплексы или отдельные предприятия.
Широкое развитие получило явление химизации всех отраслей экономики. Химизация понимается как совершенствование механических производственных процессов на основе химических явлений. Это привело к удешевлению производимой продукции и расширению ее ассортимента, получению огромного числа новых материалов и синтетического сырья.
Химизация промышленного производства имеет ряд направлений: использование химических процессов в большинстве производственных отраслей; использование синтетических материалов в качестве основного сырья; развитие производства минеральных удобрений; использование новых химических материалов в легкой промышленности, энергетике, строительстве, медицине, сельском хозяйстве, пищевой промышленности.
Структура отраслей экономики развитых стран в настоящее время включает целый ряд производств, в основе которых лежат химические технологии или их элементы.
Энергетика использует следующие химические технологии: электролиз, плазмолиз, газификация твердого топлива, преобразование солнечной энергии. Строительство – производство стекла, цемента, лаков и красок, эффективных материалов с заданными свойствами. Электроника – легирование материалов, эпитаксия материалов, получение полупроводниковых и иных материалов. Металлургия – прямое восстановление металлов, получение кокса. Нефтеперерабатывающая промышленность – производство различных видов топлива, получение полимеров и других материалов. Сельское хозяйство – минеральные удобрения, кормовой синтетический белок, фунгициды, инсектициды. Легкая промышленность – синтетический каучук, синтетические волокна и ткани, бумага, красители, парфюмерия. Пищевая промышленность – сиропы, эссенции, пищевые добавки, красители, ингибиторы, спирты, шоколад, сахар, белки. Медицина – лекарственные препараты, вата, антисептики. Автотранспорт – топливо, авторезина, смазочные материалы. Существует химическая отрасль промышленности, в которой формируется искусственная сырьевая база для дальнейшего экономического производства.
Можно утверждать, что в начале XXI века химии принадлежит важнейшая роль в обеспечении ведущих отраслей экономики сырьем и энергоресурсами, а также конструкционными материалами. Сложность современного производства требует соответствующего оборудования и материалов, которые обладают повышенными механическими и химическими свойствами, создание которых возможно только на основе новейших достижений химической науки.
Все конструкционные материалы подразделяют на металлические, неметаллические и композиционные.
Металлические материалы имеют продолжительную историю использования. Объемы производства различных металлов в мире постоянно увеличиваются, что требует совершенствования химических технологий их получения и защиты от коррозии. Все чаще используют металлы не в чистом виде, а в виде сплавов, свойства, создание которых сопряжено с глубоким пониманием химической природы веществ и их соединений. Первостепенную роль играют сплавы на основе железа: сталь –сплав, содержащий не более 2% углерода; чугун – сплав железа, в котором углерода более 2%.
Неметаллические конструкционные материалы в свою очередь можно подразделить на неорганические и органические.
В качестве неорганических конструкционных материалов используют керамику, фарфор, стекло, цемент, графит и др. Кроме искусственных неорганических материалом человек продолжает использовать природные материалы - гранит, мрамор, известняк, песчаник.
Органические материалы также разделяются на природные и синтетические. Культура человеческого общества построена на использовании широкого круга натуральных органических материалов – кожи, меха, хлопка, льна, шелка, древесины, каучука и др. Появление синтетических материалов обусловлено ростом производительных сил человеческого общества и экономическими принципами производства. Количество наименований искусственных материалов превышает тысячи и непрерывно возрастает.
Значительную роль играют среди искусственных материалов композиты, состоящие из пластичной основы в виде матрицы, наполнение которой определяется потребностями и интересами человека. В качестве матриц можно использовать металлы и их сплавы, полимеры, керамику. Наличие значительного потенциала в конструировании материалов с заданными свойствами позволяет говорить о том, что человечество способно найти верные пути своего развития в условиях ограниченных естественных ресурсов.
Химизация производства и повседневной жизни человека позволила решить целый ряд экономических и социальных проблем, связанных с наращиванием промышленного потенциала, энергетической и продовольственной безопасности. Однако явление химизации в глобальных масштабах привело к возникновению чрезвычайно важных проблем, связанных с сохранением равновесия природы в условиях активной человеческой деятельности. Отдельной проблемой становиться сохранение здоровья человека в ухудшающейся экологической обстановке. Учитывая специфику химических технологий и сопутствующих им явлений, необходимо отметить, что под их влиянием оказалась и атмосфера, и водные ресурсы, и почвы. Химически активные вещества способны проникать в живые организмы и оказывать негативные воздействия.
Используя химическую науку в интересах создания благоприятных условий существования, человечество поставило себя в зависимость от результатов химизации производства в плане выживания. Это усложняет отношение науки и политики, общества и экономики. Таким образом, роль химии в развитии современного общества и его экономической системы необходимо рассматривать исходя из сложности взаимоотношений природы и социума, которые в рамках техногенной цивилизации видятся совершенно иными, чем в условиях традиционного существования человека.
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине