4. Генетическая революция в биологии
Начало развития генетики связано с деятельностью чешского естествоиспытателя Г. Менделя, который в 1865 г. провел ряд опытов по скрещиванию гороха. Результаты его опытов позволили сделать вывод о том, что наследственные признаки растений обеспечиваются дискретными частицам. Современная наука назвала эти частицы генами.
Мендель намного опередил своими открытиями общественное сознание. Его научные выводы привлекли внимание нового поколения ученых в 1900 г., когда Х. де Фриз, К. Корренс, Э. Чермак провели дополнительные экспериментальные исследования и подтвердили предположения Г. Менделя.
В 1906 г. У. Бетсон назвал науку о наследственности «генетикой». Несколько позже датский ученый В. Иогансен ввел понятие гена как элементарной единицы наследственности.
Генетика (от греческого genetikos – «происхождение») – это наука о законах наследственности и изменчивости. Практически весь XX век прошел в поисках основных закономерностей развития живого мира. Предполагается, что XXI век станет веком глобальных генетических исследований и достижений, которые существенным образом отразятся на развитии цивилизации.
Наследственность следует понимать, как способность всех родительских особей передавать свои признаки потомству, что обеспечивает сохранение определенных свойств в пределах данного вида на протяжении огромного числа поколений. Кроме наследственности живым организмам присуще свойство изменчивости, которое проявляется в изменении фенотипических и генотипических признаков вида.
Достижения современной генетики обусловлены развитием техники и технологий исследования, возможностями химической и физической наук. В настоящее время самостоятельное значение имеют молекулярная генетика, иммуногенетика, медицинская генетика, генетика поведения, геногеография и другие отрасли биологии.
Ген с точки зрения современной генетики – это участок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), который определяет возможность развития одного признака или синтеза белковой молекулы. Различают следующие виды генов: доминантные, рецессивные, аллельные. Доминантные гены – это гены, проявляющиеся у гибридов и подавляющие развитие одного признака. Рецессивные гены подавляются доминантными и не проявляются у гибридов первого поколения. Аллельные гены отвечают за развитие одного признака.
Совокупность всех генов одного организма называют его генотипом. В отличие от генотипа фенотип – это совокупность всех признаков одного организма, сформировавшаяся в процессе его индивидуального развития. В состав фенотипических признаков входят биохимические, анатомические и внешние признаки.
Совокупность генов у особей одного вида образует генофонд. Формирование и сохранение генофонда является важнейшей проблемой биологии.
Современная генетика утверждает следующие положения:
- наследственность является дискретным, жизненно важным свойством всех живых организмов, которое обусловлено наличием генов, расположенных в хромосомах; наследственность обеспечивает характер индивидуального развития организма в определенной среде;
- многообразие жизненных форм и их эволюция объясняется наследственной изменчивостью;
- индивидуальное развитие организма осуществляется на основе биохимических процессов, которые наследственно запрограммированы в геноме;
- наследственная информация содержится в хромосомах, составляющих структуру клеточных ядер.
Важным этапом развития генетики стала в начале XX века хромосомная теория наследственности, которую сформулировал американский ученый Т.Х. Морган. В основе хромосомной теории наследственности лежат следующие утверждения:
-гены располагаются в хромосомах в линейном порядке в строгой последовательности (каждый ген занимает свой локус (место) в хромосоме;
- в гомологичных (похожих) хромосомах аллельные гены занимают один и тот же локус;
- удвоение хромосом приводит к удвоению генов;
- гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно, образуя группу сцепления;
- число групп сцепления соответствует гаплоидному (одинарному) набору хромосом и постоянно для каждого вида живых организмов;
- причиной нарушения сцепленного наследования является кроссинговер – взаимный обмен участками парных хромосом;
- гены относительно стабильны, но под влиянием факторов внешней среды могут мутировать.
Хромосо́мы (греч. χρώμα – цвет и греч. σώμα – тело) – хорошо окрашиваемые включения в ядре эукариотической клетки, которые становятся легко заметными в определенных фазах клеточного цикла (во время митоза или мейоза). Хромосомы представляют собой высокую степень конденсации хроматина, постоянно присутствующего в клеточном ядре. Исходно термин был предложен для обозначения структур, выявляемых в эукариотических клетках, но в последние десятилетия все чаще говорят о бактериальных хромосомах. В хромосомах сосредоточена большая часть наследственной информации.
Хромосомы эукариот имеют сложное строение. Основу хромосомы составляет линейная (не замкнутая в кольцо) макромолекула дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) значительной длины (например, в молекулах ДНК хромосом человека насчитывается от 50 до 245 миллионов пар азотистых оснований). В растянутом виде длина хромосомы человека может достигать 5 см. Помимо нее, в состав хромосомы входят пять специализированных белков – H1, H2A, H2B, H3 и H4 (так называемые гистоны) и ряд негистоновых белков. Последовательность аминокислот гистонов высококонсервативна и практически не различается в самых разных группах организмов.
Наследственная информация кодируется в молекуле ДНК благодаря сочетанию трех нуклеотидов – триплетов. Каждый триплет соответствует одной аминокислоте в синтезируемом белке, который отвечает за развитие определенного признака. Большое значение в передаче генетической информации играют разные типы рибонуклеиновой кислоты (РНК): транспортная, рибосомная и информационная.
Каждый нуклеотид состоит из трех компонентов: азотистого основания, углевода и фосфорной кислоты. В состав каждого нуклеотида ДНК входит один из четырех типов азотистых оснований (аденин – А, тимин – Т, гуанин – Г или цитозин – Ц), а также углевод дезоксирибоза и остаток фосфорной кислоты. В РНК Тимин замещается уроцилом.
Таким образом, нуклеотиды ДНК различаются лишь типом азотистого основания.
Молекула ДНК состоит из огромного множества нуклеотидов, соединенных в цепочку в определенной последовательности. Каждый вид молекулы ДНК имеет свойственное ей число и последовательность нуклеотидов.
Для ДНК характерна структура трех видов – первичная, вторичная и третичная. Первичная структура ДНК заключается в том, что состоит из нуклеотидных цепей, у которых скелетную основу составляют чередующиеся сахарные и фосфатные группы, объединенные ковалентными связями.
Представление о вторичной структуре ДНК было сформулировано Д. Уотсоном и Ф. Криком в 1956 г. Они использовали данные об Х – дифракции молекул ДНК, структуре оснований и правила А. Чаргаффа, что позволило сформулировать следующие положения:
Молекула ДНК построена из двух скрученных направо спиралевидных полинуклеотидных цепей, причем каждый виток спирали соответствует 10 азотистым основаниям или расстоянию в 3,4 нм.
Обе цепи объединены в результате закручивания одной цепи вокруг другой по общей оси.
Сахарофосфатные группы располагаются на внешней стороне двойной спирали, а основания находятся практически внутри спирали под прямым углом и вдоль ее оси. Диаметр молекулы составляет 2 нм, расстояние между отдельными азотистыми основаниями в молекуле равны 0,34 нм. Таким образом, молекула ДНК – это скрученная в правостороннем направлении двойную спираль, в которых пары азотистых оснований А-Т и Г-Ц в комплементарных полинуклеотидных цепях подобны перекладинам в лестнице, а сахарофосфатные цепи служат каркасом лестницы.
Цепи в молекуле не идентичны, но комплиментарны и удерживаются слабыми водородными связями между азотистыми основаниями.
Третичная структура ДНК связана с трехмерной пространственной конфигурацией молекул и зависит от внутримолекулярных условий. Данная структура активно исследуется современной генетикой.
Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик не только постулировали структуру ДНК, но и объяснили, каким образом может передаваться генетическая информация. Это происходит в три этапа:
- репликация (копирование родительской ДНК с образованием дочерних ДНК);
- транскрипция (переписывание генетической информации в форме РНК);
- трансляция (перевод информации с РНК на белковую форму).
Роль ДНК как носителя генетической информации подтверждается опытными фактами. Так, Освальдом Эвери, Колином Мак-Леодом и Маклином Мак-Карти было показано, что ДНК, выделенная из одного штамма бактерий, способна перейти в клетки другого штамма и трансформировать их, передавая некоторые наследственные признаки донора.
Ряд вирусов имеет одноцепочечную молекулу ДНК, но у большинства ДНК-содержащих вирусов ДНК двухцепочечная, и она линейна или замкнута в кольцо. В клеточных организмах ДНК содержится в хромосомах. Бактериальная хромосома содержит гораздо большую по размерам молекулу ДНК, также свернутую в кольцо. Эти кольца сверхспирализированы: двойная спираль, прежде чем ее концы были соединены, была частично раскручена. Такой эффект позволяет молекуле разместиться более компактно.
|
Модель 8.4. Строение хромосомы. |
Хромосомы эукариот представляют собой линейную молекулу ДНК. Эукариотическая ДНК обматывает белковые частицы – гистоны, располагающиеся вдоль ДНК через определенные интервалы, образуя хроматин – волокна, из которых состоят хромосомы. Комплексы участков ДНК и гистонов называются нуклеосомами. Нуклеосомы упорядочены в пространстве, за счет чего достигается плотная упаковка ДНК в хромосоме.
Размеры ДНК зависят от типа организма. Физическая длина ДНК вирусов составляет десятки микрометров, бактерий – миллиметры, а человека – 2 метра. Общая длина всех ДНК человека составляет 2 1010 км.
Наследственность как свойство живой материи тесным образом взаимосвязано с противоположным свойством – изменчивостью. Изменчивость понимают, как способность живых организмов приобретать новые признаки.
Различают наследственную (генотипическую) и ненаследственную (модификационную) изменчивость. Наследственная изменчивость связана с изменением генотипа и сохраняется в ряду поколений. Наследственная изменчивость может иметь мутационную или комбинативную природу.
Мутационная изменчивость (мутации) представляет собой спонтанные скачкообразные изменения генетического материала. Мутации возникают вследствие нарушения в структуре генов или хромосом, они могут иметь позитивный и негативный характер для организма. В естественных условиях частота мутаций незначительна. Число мутаций может увеличиваться под влиянием ионизирующего излучения, температуры, электромагнитные поля, химические воздействия и других мутагенных факторов.
Мутации повышают генетическое разнообразие внутри популяции или вида, поставляя материала для естественного отбора и образования новых видов. Положительные мутации явление крайне редкое, но оно лежит в основе эволюционного процесса.
Комбинативная изменчивость связана с перестройкой структуры хромосом и рекомбинацией генов. Сами гены при этом не изменяются.
Ненаследственная изменчивость возникает под влиянием определенных факторов внешней среды. Наследственная изменчивость характеризуется групповыми формами изменений; соответствием возникающих изменений определенным факторам среды; максимальными ограничениями изменений.
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине