3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине
СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
Азимов А. Язык науки.- М., Амфора, 2002.
Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М., Центрополиграф, 2002.
Бордовский Г.А. Физические основы естествознания.- М.: Дрофа, 2004. – 224 с.
Биофилософия. Философский анализ биологии. / Сб. отв.ред. А.Т.Шаталов,-М.,1997
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания.- М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 608 с.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - 6-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Высшая школа, 2003. - 488 с.
Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М.: Агар, 1996. -384 с.
Мясникович М.В., Лесникович А.И., Дедков СМ. Наука Беларуси на современном этапе. Мн., 2006.
Пехов А.П. Биология с основами экологии. - Уч.для вузов.-М., Лань, 2006.
Пригожин И., Изабелла Стенгерс «Порядок из хаоса». Москва, Прогресс,1986.
Раков Э.Г. Вещества и люди? Заметки и очерки о химии. М.: Академкнига, 2003.-318 с.
(www.alchimik.ru')
Рыбалкина М. Нанотехнологии для всех. М., 2005. - 438 с. (www.nanonewsnet.ru)
Стражев В. И. К тайнам Вселенной: учеб.-метод. пособие / В.И. Стражев. -Минск: РИВШ, 2006. - 160 с. - (Серия «Концепция современного естествознания»).
Толкачев Е. А., Дынич В. И. Современная концепция естествознания: общественное понимание: учеб.-метод, пособие / Е.А. Толкачев, В.И. Дынич. - Мн.: РИВШ, 2006. - 144 с. - (Серия «Концепция современного естествознания»).
Химия: учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Денисова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003.-464 с.
(http://www.philosophv.ru/iphras/library/wbiofo.html).
Дополнительная
Труды по естествознанию (А.Эйнштейна, И.Канта, М. Ломоновова и др.) в сети интернет - http://rasnauka.narod.ru
Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М.: - Мысль, 1974. - 237 с.
Быков В.В. Методы науки. - М.: Наука, 1983. - 227 с.
Пуанкаре Анри. О науке: /Пер. с франц. - М.: Наука, 1983. - 560 с.
Уайтхед А. Избранные работы по философии. Пер. с англ./ Сост. И.Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя. - М.: Прогресс, 1990. - 718 с. (Философская мысль Запада).
Найсер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии/ Пер. с англ. Вступ. ст. и общ. ред. Б.М. Величковского. - М.: Прогресс, 1981.-230 с.
Славин А.В. Проблемы возникновения нового знания. - М.: Наука, 1976. -286 с. (АН СССР, Ин-т истории естествознан. и техн.).
Сухотин А. К. Парадоксы науки. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 240 с.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. - М.: Политиздат, 1990. - 464 с.
Заботин П.С. Преодоление заблуждения в научном познании. - М.: Мысль, 1979. - 191 с.
Поликарпов B.C. Наука и мистицизм в XX веке. - М.: Мысль, 1990. - 302 с.
Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. - М: Молодая гвардия, 1987. -240 с.
Азимов А. Язык науки.- М., Амфора, 2002.
Пуанкаре Анри. О науке: /Пер. с франц. - М.: Наука, 1983. - 560 с.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста - М.: Наука, 1988. - 237 с.
Мигдал А.Б. Поиски истины. - М.: Молодая гвардия, 1983. -239 с.
Мигдал А.Б. Как рождаются физические теории. - М: Педагогика 1954. – 126 с.
19.Broks, P. Undestanding popular science / P.Broks - Open University Press, 2006. - 200 pp.
.Burden J. Twenty first century science: developing a new science curriculum // Science in school. - 2007. - Issue 5. - P. 74-77.
De Jong O. Trends in western science curricula and science education research: a bird's eye view // J. Baltic Sci. Educ. - 2007. - Vol. 6. - No. 1. - P. 15 - 22.
Дынич В.И., Толкачев Е.А. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного типов рациональности в образовательных технологиях // Перспективы научного разума и методологический дискурс / Под общей ред. проф. Я.С. Яскевич. - Мн.: РИВШ БГУ, 2000.
Левицкий М.М. О химии серьезно и с улыбкой. М.: Академкнига, 2005. -287 с.
Колчинский Э.Л. Философия и методология биологии.- СПб.: Лань,1995. - 227 с.
Мамзин А.С. Биология в системе культуры: Уч.пособ. для вузов по биол., филос. и культурол. спец. - СПб.: Лань, 1998.-155 с.
Материалы в сети интернет по философии науки, философским проблемам биологии: http:// biosophia.narod.ru/philosofia.html; http://ihtik.lib.ru
П.Т. де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
Хакен Г.Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М.Ижевск, 2003.
Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем.- Киев, София, 2003.
Карпинская Р.С., Огурцов А.Л., Лисеев И.К. Философия природы: коэволюционная стратегия.-М., 1995.
Крик Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность.- М., Наука, 2002.
Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Уч. для аспирантов и соискателей. Под ред. B.C. Степина - М., Гардарика, 2006.
Хазен A.M. Происхождение и эволюция жизни и разума с точки зрения синтеза информации. М., 1993.
Черепащук A.M., Чернин А.Д. Вселенная, жизнь, черные дыры- М., Век, 2003.
Шабалин Л.И. Система самоорганизации природы.- Новосибирск, 1998.
ЭйгенМ., Винклер Р. Игра жизни-М.: Наука, 1979.
Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М.: Наука, 1984.
1 Здесь упомянуты лишь важнейшие классы органических соединений. Их углубленное изучение составляет предмет органической химии
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине