2. Отличительные особенности живой и неживой материи
Для живой материи характерен ряд свойств, совокупность которых делает живое уникальным феноменом природы. К таким свойствам относятся самовоспроизведение, специфика организации, упорядоченность сложной структуры, целостность, дискретность, рост, развитие, обмен веществом и энергией, наследственность, изменчивость, раздражимость, способность к движению, внутренняя регуляция, специфичность взаимодействия со средой.
Самовоспроизведение или репродукция – это важнейшее свойство, связанное с повторяемостью в неограниченных количествах генераций. Современная биология считает, что жизнь возникла однажды и дальнейшую жизнь дает только живое. На молекулярном уровне самовоспроизведение происходит на матричном уровне синтеза ДНК, которая программирует синтез белков, определяющих особенности организма. Самовоспроизведение поддерживает существование видов и определяет специфику биологической формы движения материи.
Специфика организации живых систем характерна для любых организмов, в результате чего все они имеют строго определенную форму и размеры. Единицей организации живых организмов является клетка, выполняющая ряд функций на основе определенной структуры. Клетка служит основой формирования тканей, органов, систем органов , популяций, видов, биоценозов и экологических систем, образующих биосферу.
Упорядоченность структуры живого связана со сложностью химического состава и возможностями образования молекулярных и надмолекулярных структур. Создание порядка из хаотического движения молекул проявляется у живых объектов и обеспечивает упорядоченность в пространстве и времени. Упорядоченность живых структур связано с использованием ресурсов внешней среды.
Целостность (непрерывность) дополняется свойством дискретности (прерывности) живых систем. Жизнь – это определенная целостность, которая обладает дискретными структурными элементами и функциями. Например, субстрат жизни, представленный нуклеопротеидами как целостность, но обладает дискретностью, поскольку нуклеопротеиды состоят из нуклеиновой кислоты и белков различного типа. В свою очередь нуклеиновая кислота и белки, являясь целостными соединениями, обладают дискретными свойствами и состоят из нуклеотидов и аминокислот соответственно. Репликация молекул ДНК представляет собой непрерывный процесс, который дискретен в пространстве и времени. Процесс передачи наследственной информации представляется непрерывным и одновременно он представлен стадиями репликации, транскрипции и трансляции.
Таким образом любые явления и объекты в живой системе можно представить как непрерывные процессы целостные элементы, которые в свою очередь можно представить как определенную последовательность дискретных состояний более мелких структурных компонентов.
Рост и развитие два взаимосвязанных процесса, которые обусловлены увеличением числа и размеров клеток, а также развитием структуры и функций организма, что проявляется в усложнении организма и его функций. В процессе онтогенеза происходит формирование признаков в результате взаимодействия генотипа с условиями внешней среды. Филогенез сопровождается проявлением широкого разнообразия организмов и органической целесообразностью. Процессы роста и развития осуществляются под влиянием генетического контроля и нейрогуморальной регуляции.
Важнейшим свойством живой материи является обмен веществом и энергией, как во внутренней структуре организма, так и с внешней средой. Клетки живого организма получают энергию из внешней среды в различных формах, например, в процессе фотосинтеза. Вся химическая работа живого организма – синтез структурных компонентов клетки, осмотической работы по разделению веществ, транспортировка необходимых веществ в организме и другие ее виды осуществляются именно за счет внешней энергии, преобразованной на биологическом уровне.
Клетка является изотермической системой, в которой непрерывно протекают процессы ассимиляции и диссимиляции, поддерживающие ее жизнедеятельность. В значительной степени эти процессы регулируются ферментами, которые выступают катализаторами, ускоряя многократно обменные процессы.
Наследственность обеспечивает материальную преемственность между родителями и потомством, между целыми поколениями организмов различных видов, обеспечивая непрерывность и устойчивость самой жизни. Материальной основой преемственности поколений и устойчивости жизни является передача генов от родителей к потомству. Именно в генах зашифрована информация о структуре и качествах белков, что обеспечивает ее стабильность на протяжении многих поколений.
Изменчивость как альтернативное свойство связана с появлением у организмов отличительных признаков, которые определяются изменениями в генетических структурах. Параллельно протекающие процессы наследственности и изменчивости создают необходимые условия для эволюционных изменений в природе.
Раздражимость как реакция живого на внешнее раздражение является характерным свойством живой материи. Перечень раздражителей довольно широк, например: свет, температура среды, электрический ток, звук, механические и химические воздействия и др. Формы проявления реакций на раздражители зависит от уровня организации живого. У простейших живых организмов это связано с выделением токсинов, тропизмов, настий и др. У более сложных организмов, имеющих нервную систему, раздражимость проявляется через рефлекторную деятельность. У человека кроме сигнальной системы первого уровня сформировалась вторая сигнальная система в форме речевой активности. Избирательные реакции на внешние раздражители среды регулируют отношения организма и способствуют формированию единства среды и организма.
В отличие от неживой материи живые организмы способны осуществлять не только хаотическое, но и направленное движение. Движение наблюдается уже на клеточном уровне, но наиболее выраженным оно является в мышечном движении многоклеточных животных организмов.
Процессы, протекающие в клетках живых организмов, подвержены регуляции на основе механизмов химических реакций с участием ферментов. Схема такой регуляции может быть представлена следующей последовательностью – синтез- распад- ресинтез. В основе регуляции синтеза белков лежат механизмы репрессии, индукции и позитивного контроля. Сами ферменты подвержены регуляции на основе обратной связи, заключающейся в ингибировании конечным продуктом. В регуляции активности клеток организма принимают участие гормоны, которые осуществляют химическую регуляцию. Для живого характерна саморегуляция под влиянием внешних физических или химических повреждающих факторов. Механизм в этом случае основан на действии контролирующих генов, что способствует сохранению стабильности генетического материала.
Важнейшей особенностью живых организмов является их существование в условиях определенной внешней среды, которая является источником строительного материала и энергии для организма. В рамках термодинамических представлений любой живой организм представляет собой открытую систему, что позволяет ему обмениваться со средой энергией и веществом. Необходимо отметить роль абиотических факторов, которые также оказывают существенное влияние на живые организмы. Организмы могут адаптироваться к определенной среде, вести поиск соответствующей среды или покидать не пригодную для существования среду. Формами адаптивной реакции является физиологический гомеостаз, т.е. способность противостоять факторам среды сохраняя стабильное биохимическое состояние; гомеостаз развития – способность изменять отдельные реакции или состояния при сохранении основных свойств. Адаптивные реакции определены нормой, которая детерминируется генетически и имеет свои пределы. Между абиотической природой и живыми организмами существует единство, основанное на взаимозависимости и взаимосвязи. Отдельные свойства из перечисленных характерны и для неживой природы, но только их проявление в комплексе позволяет говорить о принадлежности объекта к живому миру.
Различают следующие уровни организации живого:
- молекулярный;
- клеточный;
- тканевый;
- органный;
- организменный;
- популяционный;
- видовой;
- биоценотический;
- биосферный.
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине