logo
УМК по ОСЕ

Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания

А. Раскройте смысл базовых понятий:

культура, наука, искусство, религия, естествознание, концепция, парадигма, объект науки, научно-техническая революция, эволюция

Б. Вопросы для обсуждения

1. Культура как способ жизнедеятельности человечества

2. Место научного знания в общечеловеческой культуре

3. Основные черты науки

4. Отличие науки от искусства

5. Взаимосвязь науки и религии

6. Естествознание как совокупность научного знания

7. Гуманитарная и естественно-научная составляющие культуры

8. Взаимосвязь гуманитарной и естественно-научной культур

9. Объекты естественных наук

10. Математика и естественно-научное знание

В. Тематика рефератов

1. Естествознание как форма общественно сознания

2. Соотношение науки и религии в общечеловеческой культуре

3. Объекты естественных наук

4. Роль естествознания в общественном развитии

Г. Анализ и конспектирование источников

1. Сноу Ч. Две культуры. – М., 1973.

2. Волков Г.Н. Три лика культуры. – М., 1986.

3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998.

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Семинар 3. Особенности физического описания реальности

Современные представления о движении, пространстве и времени.

А. Раскройте смысл базовых понятий:

движение, формы движения, пространство, время

Б. Вопросы для обсуждения:

1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна).

2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей), единицы физических величин.

3. Движение и его виды. Относительность движения.

4. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира.

5. Пространство и время как основные свойства материи.

В. Тематика рефератов:

1. Развитие представлений о пространстве и времени.

2. Динамические и статистические закономерности в приоде.

3. Классические способы описания взаимодействий.

4. Законы сохранения с точки зрения физики.

Г. Анализ и конспектирование источников.

1. Труды по естествознанию (А.Эйнштейна, И.Канта, М. Ломоновова и др.) в сети интернет - http://rasnauka.narod.ru.

2. Пуанкаре Анри. О науке: /Пер. с франц. - М.: Наука, 1983. - 560 с.

3. Уайтхед А. Избранные работы по философии. Пер. с англ./ Сост. И.Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя. - М.: Прогресс, 1990. - 718 с. (Фи­лософская мысль Запада).

4. Найсер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психо­логии/ Пер. с англ. Вступ. ст. и общ. ред. Б.М. Величковского. - М.: Прогресс, 1981.-230 с.

5. Славин А.В. Проблемы возникновения нового знания. - М.: Наука, 1976. -286 с. (АН СССР, Ин-т истории естествознан. и техн.).

6. Сухотин А.К. Парадоксы науки. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 240 с.

7. Мигдал А.Б. Как рождаются физические теории. - М: Педагогика 1954. – 126 с.

8. Карпинская Р.С., Огурцов А.Л., Лисеев И.К. Философия природы: коэволюционная стратегия.-М., 1995.