2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
Антропосоциогенез – это исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений.
Факторы антропосоциогенеза – это изменчивость; естественный и половой отбор; труд; альтруизм; социальный фактор (групповое взаимодействие); возникновение сельского хозяйства; активность; употребление мясной пищи; разделение труда; семейно-брачные отношения; развитие речи; использование огня; агрессия.
Абиотические предпосылки антропосоциогенеза. Каким образом происходило естественное возникновение человека, общества и сознания? Каковы основные закономерности и этапы антропосоциогенеза, этого связующего звена между историей природы и историей общества? Разумеется, мы не знаем всех деталей перехода от биологического к социальному. Но современной наукой уже создана достаточно целостная и стройная общая картина.
Общей предпосылкой возникновения человечества выступило длительное историческое развитие природы. Пьедесталом антропосоциогенеза явилось развитие органического (биологического) мира в его единстве с геологическими, географическими, климатическими, физико-химическими, космическими и другими неорганическими (абиотическими) системами. В соответствии с современной теорией эволюции, историческое развитие биологических организмов определяется рядом эволюционных факторов (мутационными процессами, популяционными волнами, изоляцией, естественным отбором и др.), включенными во взаимодействие с абиотическими системами природы. Эволюция действует не на отдельного индивида, а на популяцию. Через последовательную смену поколений сохраняются и утверждаются те признаки, которые оказываются удобными в данных условиях среды. Такое взаимодействие абиотических систем с эволюционными факторами определяло предпосылки и протекание антропосоциогенеза.
Абиотические предпосылки антропосоциогенеза лучше всего изучены в том, что касается геологического, географического и климатического фона, на котором возник человек. Меньше изучены космические и физико-химические факторы, которые, безусловно, оказывали большое влияние на процесс антропосоциогенеза.
Становление человека происходило в последний период кайнозойской эры истории Земли, в конце эпохи неогена. Геологические процессы — важная часть абиотической среды, изменения которой определяли развитие органических видов. Геологические предпосылки антропосоциогенеза включают в себя оледенения и потепления, усиленный вулканизм, сейсмические и тектонические процессы, повышение уровня радиоактивности (в результате землетрясений, горообразований, тектонических разломов коры и др.), изменение магнитного поля Земли (за последние 5 млн лет магнитные полюсы Земли менялись 4 раза) и т.д.
Географические предпосылки включают в себя прежде всего изменения очертаний материков и морей. Так, еще в плейстоцене Британские острова соединялись с Европой, острова Малайского архипелага с Азиатским континентом, Азиатский континент с Американским и др. Это способствовало миграции животных, расселению их на Земле.
Географические предпосылки связаны также с климатическими изменениями, вызванными оледенениями. Периоды оледенения с резкими похолоданиями чередовались с периодами сравнительного потепления, особенно характерными для плейстоцена. В периоды оледенений колоссальные пространства (до 30% суши) занимали ледники, двигавшиеся в Северном полушарии с севера на юг. Материковые льды 250 тыс. лет назад достигали широт Волгограда на Восточно-Европейской равнине и Оклахомы на Великих равнинах Северной Америки. Огромные территории, лежащие за пределами ледников, превращались в заболоченные тундры, которые на юге переходили в холодную степь и лесостепь.
В четвертичном периоде выделяют следующие периоды оледенения: дунай (от 1,8 млн до 1,2 млн лет), гюнц (от 1 млн до 750 тыс. лет), миндель (от 500 тыс. до 350 тыс. лет), рисе (от 200 тыс. до 120 тыс. лет) и вюрм (от 80 тыс. до 10 тыс. лет). Особенно сильными, вызывающими резкие перепады температуры и изменения климата, были плейстоценовые оледенения — миндель, рисе, вюрм. Кроме того, выделяются межледниковые периоды относительного потепления: пони–миндель, миндель–рисе, рисе-вюрм.
В периоды оледенения резко изменялись фауна и флора: вымирали многие виды теплолюбивых животных и растений, а оставались те виды, которым удалось приспособиться к новым условиям за счет изменения образа жизни, характера питания, поведенческих реакций. Так, в ходе рисского оледенения вымерли либо переселились на юг гиппопотамы, теплолюбивые виды слонов и носорогов. Их место заняли приспособившиеся к холодному климату мамонты и шерстистые носороги; распространились зубры, пещерные медведи, пещерные львы, северные олени, овцебыки и др. Хотя на юге Азии и в Африке не было материкового льда, а ледники отмечались лишь в районах высоких гор, но общее похолодание отразилось и на этих регионах. В период антропогена они испытали несколько смен влажных (дождливых) и засушливых (аридных) эпох. Смена фауны и флоры здесь не была такой резкой, как в более северных регионах. (Например, в Сахаре обитали крокодилы и бегемоты.)
Для эволюции животного мира имели большое значение и резкие колебания уровня Мирового океана. Во время оледенений этот уровень понижался по сравнению с современным на 120 м, обнажая при этом сухопутные мосты между Азией и Америкой, Европой и Британскими островами, материковые отмели континентов.
К абиотическим предпосылкам антропосоциогенеза следует отнести также влияние космических (ритмы солнечной активности, влияние космических лучей и др.) и физико-химических факторов (состав атмосферы, радиационный фон и др.).
Главная роль абиотических факторов в антропосоциогенезе состояла в том, что они, будучи мощным генератором мутационных процессов, средством интенсивной перекомбинации генофонда (слияние пар хромосом либо их выпадение, сальтация генов и др.), поставляли разнообразный элементарный эволюционный материал для естественного отбора, ускоряя происхождение новых видов животных (см. 13.5.1). Абиотическая среда была такой, что, с одной стороны, она не оказывала чересчур сильного давления на предков человека и ранних людей, которое могло бы привести к их полному вымиранию (хотя, конечно, многие виды обезьян третичного периода несомненно вымерли). С другой стороны, полное господство предков человека в своей экологической нише, отсутствие конкуренции в борьбе за существование тоже имело бы негативные последствия: отсутствие стимулов биологической эволюции, развитие в направлении узкой специализации, закрытие выходов на путь гоминидной, человеческой эволюции и др.
Анализ абиотических предпосылок нужен для ответа на один из ключевых вопросов учения об антропосоциогенезе — вопроса о прародине человека. Поскольку самое большое количество ископаемых остатков высших человекообразных обезьян эпохи плиоцена найдены в Южной Азии и Восточной Африке, то именно эти области претендуют на то, чтобы считаться прародиной человечества. В настоящее время больше всего аргументов свидетельствует в пользу африканской гипотезы. Ученые считают, что наиболее благоприятной для качественного перехода от животных к человеку была палеогеографическая обстановка, которая сложилась в рифтовой зоне приэкваториальной части Восточной Африки. Она характеризовалась разломами земной коры, сейсмическими процессами, вулканическими извержениями, выходами радиоактивных пластов, повышением радиационного фона. Например, в 25 км от Олдувайского ущелья, где найдены самые древние известные сейчас остатки гоминид и прегоминид, примерно 2 млн лет назад активно действовал вулкан (кратер Нгоро-Нгоро), забрасывая это ущелье продуктами извержений. Здесь теплый, устойчивый, достаточно влажный климат, в целом благоприятный для развития растительных и животных видов. Разнообразный ландшафт — саванны, тропические и горные леса, альпийские луга — также способствовал эволюции приматов. Это предположение о прародине человечества может быть уточнено и конкретизировано (возможно, скорректировано) в процессе развития науки о происхождении человека.
Различают филогенез и антропогенез. Под филогенезом понимают развитие определенного вида животных под влиянием различных факторов. Антропогенез характеризует развитие человеческого вида. Антропогенез (от греческого anthropos- человек, genesis –развитие) – это исторический процесс становления человека. Изучением этого процесса занимается целый ряд наук, включая антропологию. Антропология – это наука о происхождении и развитии человека. Как и большинство современных наук, она возникла и сформировалась в период XVII-XIX веков.
Эволюция человека качественно отличается от эволюции других видов. Сложность эволюции человека связана с двуликостью этого существа. В человеке выделяют две стороны: биологическую и социальную. Можно говорить и о духовной составляющей человека, которая включает интеллект, систему ценностных ориентаций и установок.
Биологическая сторона представлена определенной физиологической структурой человека и генотипом. Социальная сторона отражается в науке, религии, искусстве, технике и т.д., т.е. культурой в широком понимании этого термина.
Наследственная конституция человека сложилась в результате постепенного и продолжительного процесса эволюции. У непосредственных предшественников человека в процессе эволюции на базе генетической программы непрерывно возникали противоречия между их морфофизиологической организацией и формирующимися элементарными способами трудовой деятельности на инстинктивной основе. Решение этого противоречия связано с естественным отбором, который привел к развитию конечностей, головного мозга и определил формирование сознания (интеллекта).
Это один шаг в направлении специализации генов. В результате чего одни гены отвечают за формирование структуры организма, а другие осуществляют регуляцию развития. Очевидно, что развитие человеческого вида не было равномерным, оно сопровождалось скачкообразными качественными изменениями. Развитие сознания вызвало новые формы приспособления и некоторым образом ограничило естественный отбор. Учение об антропогенезе тесно вязано с учением о расогенезе.
Вопрос происхождения человека как биологического вида нашел выражение в ряде концепций: концепция креационизма; концепция эволюции; трудовая концепция; концепция мутагенеза; космическая концепция.
Концепция креационизма основана на идее сотворения человека некой всевышней силой (сотворение человека богом на 7-й день после сотворения мира). Эта концепция не имеет опровержений и доказательств, носит мифологический характер и в настоящее время имеет большую группу приверженцев в различных странах.
Концепция эволюции или животного происхождения человека возникла благодаря работам К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина и других ученых. В основе этой концепции лежит работа Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». В последующие столетия достижения анатомии, эмбриологии, генетики, молекулярной биологии пополнили доказательства связи человека и животных и их эволюционного развития.
Основные положения эволюционной концепции происхождения человека можно сформулировать следующим образом:
- для человека характерны все черты, присущие типу хордовых: а) билатеральная (двусторонняя) симметрия тела; б) наличие в зародышевом развитии хорды и жаберных щелей в полости глотки; в) расположение нервной системы в форме дорсальной трубки;
- для человека характерны черты подтипа позвоночных: а) наличие осевого скелета; б) центральная нервная система в виде трубки, переходящей в головной мозг; в) сердце расположено в брюшной полости тела;
- для человека характерны черты класса млекопитающих: а) живорождение; б) теплокровность; в) наличие разделительной диафрагмы между брюшным и грудным отделами; г) четырехкамерное сердце; д) дыхательная система в виде легких; ж) наличие костной системы; з) наличие молочных и постоянных зубов; и) атавистические и рудиментарные признаки;
- черты подкласса плацентарных (питание зародыша через плаценту);
- черты отряда приматов: а) генетическое сходство; б) группы крови; в) общие болезни; г) близкие ДНК.
Таким образом место человека в системе животных определяется тем, что он относится к типу – хордовые; подтипу – позвоночные; классу – млекопитающие; подклассу –плацентарные; отряду – приматы; семейству гоминиды; роду – хомо (homo).
Отличительными особенностями человека являются: прямохождение; развитые руки; наличие мозга и мышления; наличие второй сигнальной системы (речь); способность накапливать опыт; способность к созидательной деятельности; разносторонняя активность; специфическая форма агрессивности.
Современные представления относительно отличий человека от животных основывается, прежде всего, на данных о различиях в развитии мозга и на способности человека к абстрактному мышлению. Средняя масса мозга человека составляет 1350-1500 г., а у человекообразных обезьян (шимпанзе и горилла) только460 г. По отношению к массе тела человека масса мозга составляет 1/40 часть, а у обезьян эта цифра равна 1/60-1/200. Поверхность мозга человека составляет 1200 см2, а у обезьян – 400 см2.
В качестве других отличительных признаков называют специфическое расположение зубов, дифференциация конечностей, характерный изгиб позвоночника, широкий таз. Исключительное развитие получила кисть руки человека, что позволяет человеку совершать сложные монипуляции с предметами. Особенности зрения состоят в том, что человек обладает способностью видеть в предметы в трех измерениях, т.е. имеет бинокулярное зрение. Рассудочная деятельность, зачатки которой присутствуют и у других животных, у человека достигает наивысшего развития, что проявляется в формах коммуникации и обмена информацией.
Историю Земли и эволюции живых организмов можно проследить только на основе продолжительных моментов времени – эр, которые в свою очередь подразделяются на периоды и эпохи.
Геологические эры Земли:
катархей (от образования Земли 5 млрд лет назад до зарождения жизни);
архей, древнейшая эра (3,8 млрд — 2,6 млрд лет);
протерозой (2,6 млрд — 570 млн лет);
палеозой (570 млн — 230 млн лет) со следующими периодами:
кембрий (570 млн — 500 млн лет);
ордовик (500 млн — 440 млн лет);
силур (440 млн — 410 млн лет);
девон (410 млн — 350 млн лет);
карбон (350 млн — 285 млн лет);
пермь (285 млн — 230 млн лет);
мезозой (230 млн — 67 млн лет) со следующими периодами:
триас (230 млн — 195 млн лет);
юра (195 млн — 137 млн лет);
мел (137 млн — 67 млн лет);
кайнозой (67 млн — до нашего времени) со следующими периодами и веками:
палеоген (67 млн — 27 млн лет):
палеоцен (67—54 млн лет)
эоцен (54—38 млн лет)
олигоцен (38—27 млн лет)
неоген (27 млн — 3 млн лет):
миоцен (27—8 млн лет)
плиоцен (8—3 млн лет)
четвертичный (3 млн — наше время):
плейстоцен (3 млн — 20 тыс. лет)
голоцен (20 тыс. лет — наше время)
Выделяют следующие эры: катархей 5 млрд – 3,6 млрд лет.; архей 3,6-2,7 млрд лет ; протерозой 2,7 млрд – 570 млн лет; палеозой 570-230 млн лет (возраст рыб и анфибий); мезозой 230-67млн (возраст рептилий); кайнозой (возраст млекопитающих) 67 млн лет – настоящее время.
Палеонтология позволяет проследить развитие животных, приведшее к появлению приматов, которые в определенный исторический период разделились на понгид (ветвь обезьян) и гоминид (ветвь человека).
Этапы антропогенеза в настоящее время представлены следующим образом. Около 30 миллионов лет назад надсемейство гоминоидов разделилось на семейство понгид и гоминид. Примерно 25 млн лет назад сформировался дриопитек; 14 млн лет назад – рамапитек.
Различия понгид и гоминид на генетическом уровне проявилось около 7 млн. лет назад и выражается в том, что у человека 23 пары хромосом, а у обезьян 24 пары. Это связано с явлением хромосомной транслокации.
Стадии филогенеза человека по современным научным данным составляют следующий ряд: 1) предшественник человека (австралопитеки); 2) архантропы (древние люди); 3) палеантропы (непосредственные предки homo sapiens); 4) неоантропы (ниандертальцы и кроманьонцы, ныне живущие люди).
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине