§ 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
Высокомолекулярными соединениями или полимерами называются сложные органические соединения, молекулы которых построены из множества повторяющихся звеньев – мономеров, представляющих собой одинаковые или различные простые молекулы. Среднее число молекул — мономеров, входящих в макромолекулу полимера, называют степенью полимеризации. Число мономерных звеньев, входящих в молекулу, полимера, может изменяться от двух (димер) до десятков тысяч.
Для подавляющего большинства полимерных соединений характерна очень большая молекулярная масса, колеблющаяся от десятков тысяч, до миллионов атомных единиц массы. Поэтому молекулы полимеров обычно называют макромолекулами, т.е. большими молекулами.
Большинство полимеров либо совсем нерастворимы, либо растворимы в немногих органических растворителях. Их растворы, как правило, обладают значительной вязкостью. При нагревании многие полимеры сначала размягчаются, а затем разлагаются, не плавясь. Из-за большой массы полимеры нелетучи и не способны перегоняться.
Под действием кислорода воздуха, света, температуры и других внешних условий они способны претерпевать некоторые химические превращения, причем свойства их значительно изменяются. Этот процесс называется старением полимеров.
Органические полимеры образуются из молекул органических веществ, содержащих двойные или тройные связи и способных к реакциям присоединения. Для таких углеводородов характерна способность под действием различных катализаторов, света, ультрафиолетовых лучей, а иногда и самопроизвольно соединяться между собой, образуя высокомолекулярные соединения. Такие реакции называются реакциями полимеризации или поликонденсации.
Полимеризацией называется химическая реакция образования высокомолекулярных органических соединений из низкомолекулярных (мономеров), причем образующиеся полимеры, имея тот же элементарный состав, характеризуются молекулярной массой, во много раз превышающей массу мономера.
Примером такой реакции может служить образование полиэтилена из непредельного углеводорода этилена при давлении 150-250 МПа и температуре 150-250 °С:
Реакции поликонденсации осуществляется за счет взаимодействия функциональных групп мономеров и сопровождается выделением какого-либо вещества, например, воды, аммиака, хлорводорода. Она возможна лишь в том случае, если реагирующие молекулы имеют не менее двух функциональных групп. Соединения с тремя и более функциональными группами могут образовывать пространственные полимеры.
Реакция поликонденсации, в которой участвуют однородные молекулы, называется гомополиконденсацией, реакция с участием двух или более разнородных соединений – гетерополиконденсацией. Примером такой реакции может служить процесс образования фенолформальдегидных смол в результате взаимодействия фенола C6Н5ОН с формальдегидом, протекающего в присутствии катализаторов (кислот или щелочей):
(процесс сопровождается выделением воды).
По структуре молекул различают полимеры линейные с нитевидными молекулами и трехмерные (объемные, глобулярные). Есть ряд полимеров, занимающих промежуточное положение между этими крайними видами.
Линейные полимеры образуют прочные волокна и пленки, отличаются эластичностыо, способностью растворяться в органических растворителях, a при повышении температуры – плавиться.
Объемные полимеры значительно менее эластичны, нерастворимы, не плавятся. Разумеется, свойства полимеров определяются не только формой молекул, но и химической природой элементарных звеньев.
Высокомолекулярные соединения можно подразделить на природные и синтетические.
К природным полимерам относятся: целлюлоза, белки, нуклеиновые кислоты, крахмал, натуральный каучук и др. Из них получают различные волокна, резину и другие ценные материалы. Например, натуральный (природный ) каучук, содержащийся в млечном соке каучуконосных растений (бразильского дерева гевея и некоторых других), представляет собой непредельный высокомолекулярный углеводород, состав которого может быть выражен формулой (C5Н8) • n, где величина n составляет от 1000 до 3000 а.е.м. Он является полимером изопрена:
Кик следует из этой схемы, при полимеризации изопрена разрываются обе его двойные связи, но в элементарном звене полимера двойная связь возникает на новом месте – между атомами углерода 2 и 3.
С середины XX в. началось широкое внедрение в промышленность многочисленных материалов из синтетических высокомолекулярных соединений с заранее заданными свойствами. Полимеры и композиции на их основе являются ценными заменителями многих природных материалов – металлов, дерева, кожи, клеев и т.п. Необходимо подчеркнуть, что по ряду свойств материалы на основе синтетических полимеров существенно превосходят природные, что позволяет решать многие задачи современной техники.
Н екоторые полимеры используются индивидуально, без каких-либо добавок. Так, полиэтилен (—СН2 — СН2—)n, бесцветный прозрачный или полупрозрачный материал, обладающий высокой химической стойкостью и водонепроницаемостью, широко используется для изготовления пленок, шлангов, трубопроводов и посуды. Полипропилен (—СН2 — СН —) n— твер-
СН2
дый и упругий, каучукоподобный материал с молекулярной массой 80000 а.е.м. и температурой плавления около 174-175 °С используется для изготовления труб, шлангов, шестерен, деталей приборов и высокопрочного волокна, применяющегося в производстве канатов, рыболовных сетей и т.п. Полистирол (—СН2 — СН—) n известный как органическое стекло, находит
С6Н5
широкое применение в машиностроении (шестерни, кожухи, защитные экраны и т.п.), а также в производстве бытовых товаров (пуговицы, гребни, различные емкости и т.п.)
Как основа композиционных материалов полимеры используются, прежде всего, для производства пластмасс.
Пластмассой называется материал, способный в особых условиях формоваться и сохранять полученную форму. Пластмассы могут состоять не только из чистого полимера, но и представлять собой сложную композицию, включающую ряд компонентов: связующее – полимер; наполнитель – материал, повышающий механическую прочность, в ряде случаев придающий требуемые свойства и удешевляющий пластмассу (асбест, зола, тальк, графит, бумага, стекловолокно, древесные опилки и т.п.); пластификатор – вещество, повышающее эластичность и уменьшающее хрупкость пластмассы; другие компоненты – красители, отвердители, стабилизаторы, вспениватели, смазывающие вещества и т.д.
Соотношение между компонентами должно быть строго определен-ным. Современная техника использует около 2500 видов изделий из пластмасс. Они находят применение во всех областях машино- и приборостроения, в электротехнике, строительстве, сельском хозяйстве, что обусловлено ценнейшим комплексом физических, механических и электротехнических свойств. К ним относятся:
Малый удельный вес – в среднем в два раза легче алюминия, в 4-6 раз легче стали, но есть пластмассы и легче воды.
Высокая механическая прочность – стекловолокно выдерживает нагрузку на разрыв до 5000 кг/см2, но получены пластмассы, выдерживающие нагрузку до 9000 кг/см2.
Высокая химическая стойкость – фторпласты и другие пластмассы используются для футеровки химической аппаратуры, а графитопласты – как конструкционные материалы для ее изготовления.
Термо- и звукоизоляционные свойства.
Хорошая электропроводность (графитопласты) и высокая изолирующая способность.
Антифрикционные свойства одних пластмасс и фрикционные – у других.
Бесцветность, прозрачность и способность подвергаться любому окрашиванию.
Хорошая способность к механической обработке.
Выбирая полимер, наполнитель и другие компоненты композиции, получают конструкционные материалы с заранее заданными качествами: например, они могут быть легче металлов, не уступать им в прочности и износостойкости и т.д.
Так, полиамидные пластики (капрон, нейлон) используются для изготовления кожухов, шестерен, шкивов, дисков, деталей редукторов и пультов управления, рычагов, шатунов, крепежных деталей. Наряду с дешевизной они обеспечивают бесшумную работу, соответствующих механизмов.
Графитопласты, получаемые на основе фенолформалъдегидных смол – полимеров с графитовым наполнителем, являются прекрасным материалом для изготовления подшипников и вкладышей в подшипники, так как обладают антифрикционными и теплопроводящими качествами.
Так называемые слоистые пластики – текстолит, гетинакс и другие, наполнителем для которых служат ткани, позволяют формовать детали, работающие под нагрузкой (например, детали механических передач).
Стеклопласты, при получении которых в качестве связующего используют эпоксидные и фуриловые смолы, а в качестве наполнителя – стекловолокно, применяются для изготовления корпусов механизмов, защитных щитков, панелей и т.п. Такое же применение находит и полиметилакрилат или плексиглас
Фторсодержащие полимеры обладают непревзойденной стойкостью к химическим и температурным воздействиям. При изготовлении химической аппаратуры незаменим политетрафторэтилен (фторопласт-4, тефлон) (—CF2— CF2—)n, который отличается высокой термостойкостью (от -183 до +300 °С); на него не действует горячая дымящаяся азотная кислота, концентрированная серная кислота, расплавленный гидроксид натрия (едкий натр).
Высокомолекулярные соединения являются исходным материалом для получения искусственного каучука. Методы синтеза каучука были разработаны именно в России, поскольку наша страна не имеет природных каучуконосов. В настоящее время химическая промышленность выпускает различные виды синтетических каучуков, по многим свойствам превосходящих натуральные. К ним относятся:
(—СН2 —СН = СН—СН2—) n – полибутадиен-бутадиеновый каучук;
При поликонденсации некоторых эфиров получают полимеры, из которых получают волокно, напоминающее шерсть, или шелк (лавсан, нейлон, капрон и др.), но гораздо более прочное, износоустойчивое, дающее несминаемые ткани.
В наше время нет области промышленности, где не использовались бы полимеры. Столь же широкое применение они нашли и в быту.
Широкое применение находят полимеры в сельском хозяйстве и мелиоративном строительстве. Полимерные материалы употребляются при строительстве оросительных и дренажных сооружений, для закрепления откосов каналов и их защиты от водной и ветровой эрозии. Пленочные и листовые полимерные материалы применяются в качестве противофильтрационных покрыв каналов и водоемов. Полимеры входят в состав полиэлектролитных комплексов, которые применяются для создания стабилизированной водопрочной структуры почв, укрепления песков и улучшения водно-физических характеристик тяжелых глинистых почв. В качестве полимерной основы таких структурообразователей используют полиакриловую кислоту
полиамиды – высокомолекулярные соединения, в которых мономерные звенья соединены группами —СО —NH —, и др. Для оструктуривания почв поликомплексы вносят в подпахотный слой после глубокого рыхления.
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине