logo
УМК по ОСЕ

3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты

Наука представляет собой важнейшую сферу общекультурной деятельности человечества, направленную на получение системы знаний о явлениях и законах существования и развития живой и неживой природы, феноменах и особенностях социального, экономического, культурного, психологического и педагогического развития человечества и его индивидов.

Понятие науки включает в себя материальные и идеальные условия, обеспечивающие процесс производства, сохранения и распространения научного знания. Из этого складывается сложная по своей иерархии структура научного познания, функционирующая как самоорганизующаяся система. Впервые идея иерархической структуры науки была предложена великим немецким философом Иммануилом Кантом. По Канту: « всякое учение, если оно есть система, т.е. некоторая совокупность знаний, упорядоченных согласно принципам, называется наукой». Кант также утверждал: «в любом частном учении о природе можно найти науки в собственном смысле столько, сколько содержится в нем математики». По отношению к естествознанию, как всей совокупности наук о природе, где основным методологическим принципом является возможность описания природных явлений математическими соотношениями, математика становится связующим звеном между теоретическим способом описания и объяснения определенного явления природы и экспериментальной проверкой теории.

Идея познаваемости мира через число принадлежит Пифагору, утверждавшему, что «все вещи – суть числа». В европейской культуре нового времени эта идея обогатилась понятием функции, описывающей непрерывный ряд количественных закономерностей. Работы Кеплера и Галилея сделали эту мысль доминирующей, а работы Ньютона и Лейбница осуществили вторую научную революцию, созданные ими дифференциальное и интегральное исчисление стали основным инструментом в исследовании закономерностей природы. Естественные науки, изучающие явления природы на основе динамических и статистических характеристик, принципиально отличаются от гуманитарных, объектом которых являются неповторимые и уникальные события человеческой истории, а также предметы материальной и духовной культуры, которые не обладают однозначностью и не вписываются в рамки математического моделирования.

Выдающийся французский математик и философ Рене Декарт высказал идею о том, что математику отличает среди других наук не столько предмет ее исследования, сколько метод. Математику может воспринимать как метод логической систематизации истин, вытекающих из опыта или полученных другими науками. Необходимо отметить, что источником большинства математических проблем являются задачи, связанные с изучением конкретных явлений актуальных для практической деятельности человека. Поэтому математические методы проникают вовсе науки, включая гуманитарные.

Математика воспитывает в человеке такие необходимые качества, как выносливость, усидчивость, умение управлять своим эмоциональным состоянием, способность к самостоятельной деятельности. Математика может быть полезна методологически для гуманитарных наук, она может устанавливать количественные соотношения между явлениями и процессами, имеющими статистический характер. Выражение Декарта «Я мыслю, следовательно, существую…» является примером глубокой связи мыслительной деятельности человека и действительности. Разграничение математики и гуманитарных наук в предшествующие века основывалось на том, что математика недооценивала индуктивные рассуждениями. Однако синтез естественных и гуманитарных наук активизируется математизацией гуманитарного знания с использованием дедуктивных методов исследования и методов математического моделирования.

Положение математики в общей классификации наук очень точно выражено в афористичном высказывании Л.Д. Ландау, советского физика академика, лауреата Нобелевской премии, который сказал, что «науки бывают сверхъестественными, как математика, естественные и неестественные, к последним относятся гуманитарные».

К истине в естественных науках ведет логическое рассуждение, выраженное в математических символах, понятиях и терминах, следовательно - математическая истина. Применительно к гуманитарному знанию постепенно также начинают использоваться такие слова как, «анализ», «математический анализ», «функциональный анализ», «структурный анализ», заимствованные из математики и естествознания. Однако это кажущаяся аналогия не должна пониматься как отсутствие отличия методов гуманитарного и естественнонаучного познания. Выступая в гуманитарном знании как метафора, термин «анализ», указывает лишь на формирующуюся сциентистскую установку в гуманитаристике или признание необходимости использования математического и естественнонаучного знания в процессе разработки гуманитарных проблем. В современных гуманитарных науках используются как доказательства, так и различные внелогические суждения. Ученые гуманитарии не любят точных дефиниций и формально-логических рассуждений по причине субъективного характера отношений к сложностям бытия в отличие от математики, рассматривающей объективно детерминированные объекты.

Философия и математика в системе гуманитарного и естественнонаучного знания играют роль методологии и средств получения научного знания в соответствующих областях. Философия занимается изучением мира в его целостности, т.е. – Универсума. Она формирует методологические позиции по отношению к объекту исследования. Математика, задача которой изучение количественных закономерностей материального мира, пространства и времени, занимает особое место в этой системе, выполняя одновременно функцию языка науки.

Наука представляет собой наиболее объективный способ познания мира во всем его многообразии и развитии. Естественные науки изучают неорганическую и органическую природу Земли и Вселенной. В систему естественных наук входят физика, химия, биология, геология, география, астрономия, математика, космология, космогония и др.

Современная классификация наук может быть представлена следующим образом:

Общественные и гуманитарные науки:

Гуманитарная культура основывается на знаниях философии, истории, филологии, экономики и др. наук. Т.е. объектом гуманитарных исследований выступает человек, общество, социальные и индивидуальные явления и процессы в ходе деятельности человека и общества.

Естественные науки и гуманитарные науки имеют определенные различия, связанные, прежде всего, с объектами исследования. Естественные науки изучают локальные объекты и явления, имеющие стабильный, повторяющийся характер. Гуманитарные науки чаще всего связаны с изучением общества и человека, которые по своей природе представляют сложные, высокоупорядоченные системы, подверженные многофакторным влияниям.

Эффективность и высокие достижения естествознания объясняется возможностью проводить самые разнообразные многократные эксперименты. В гуманитарной сфере эксперимент носит ограниченный характер, повторять эксперимент в гуманитарных науках в одних и тех же условиях весьма проблематично.

Методы, которыми пользуются естествознание и гуманитарные науки, также имеют особенности. Наиболее широким методом естествознания является объяснение, которое позволяет установить причинные связи между явлениями. Выделяют два вида закономерностей, которые объясняет естествознание: динамические и статистические. В гуманитарных науках довольно сложно подвести неповторимые и уникальные явления под объяснение конкретной теории, поэтому чаще используется метод понимания. Понимание – это интерпретация смысла явлений или событий. В этом случае ученый опирается не на причины и законы, а на понимание и раскрытие целей и мотивов деятельности людей. В этом плане метод понимания становиться уникальным, но не единственным методом гуманитарного исследования. Процесс понимания реализуется двумя способами: теоретическим и психологическим. Теоретическое понимание основано на интерпретации или толковании фактов, событий и смысла поведения и деятельности людей. В естествознании понимание как метод используется проникновения в сущность явлений, т.е. понимание законов. Непрерывное совершенствование знаний о природе, их накопление и сохранение связано с их высокой объективностью, для чего используются соответствующие средства и методы.

Гуманитарная культура имеет специфику, связанную с тем, что решение проблемы истинности зависит не только от наличия знаний, но и от позиции субъекта к имеющемуся знанию с точки зрения его полезности для познающего субъекта. Существование подлинных общечеловеческих ценностей не исключает важной роли идеологии (система политических, правовых, нравственных, эстетических, экономических и др. взглядов) при формировании отношений людей к реальности. Задача идеологии – организация общественного сознания в соответствии с определенными стандартами. Поэтому идеология оценивается не критериями истинности, а критериями эффективности и адекватности. Ученый, занимающийся гуманитарными исследованиями, сам является частью исследуемого объекта, что отражается на объективности полученных знаний, хотя и не исключает получения достоверного знания.

Целью современного высшего образования гуманитария в области математики и естествознания является формирование определенной научной культуры мышления и деятельности, способности использования методов математики и естествознания в собственной профессиональной деятельности. Понимание основ математики и естествознания добавляет специалисту гуманитарной сферы уверенности в научности гуманитарного знания и избавляет от заблуждения о всеобщности гуманитарного знания, приводит к развитию навыков аргументированного поведения и деятельности в природе и обществе.