5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
Значимой проблемой современности является проблема продовольственной безопасности, одним из элементов которой можно назвать химические способы восстановления плодородия почв и борьба с их загрязнением.
Почва обладает значительной емкостью в плане поглощения загрязняющих веществ. В почве при значительном накоплении вредных примесей могут протекать процессы трансформации различных соединений, представляющих опасность для человека и других видов живой материи. В экстремальных случаях, несмотря на протекторные возможности почвы, могут возникать глубокие изменения, на исправление которых потребуется очень продолжительное время.
Наиболее эффективными являются превентивные меры, в комплекс которых входят очистные сооружения и малоотходные технологии.
В отдельных случаях используют радикальные меры в виде удаления загрязненных слоев почвы или перекрытие более значительным слоем чистой почвы. Однако эти методы дорогостоящи и не решают проблему в целом.
Поэтому чаще всего используют химические способы, основанные на внесении определенного типа химических веществ (известкование, внесение органических соединений, глинование и др.)
Большое значение имеют и методы агротехнического характера, направленные на быстрое разложение вредных примесей и доведение их концентрации до нормы.
В настоящее время человек вынужден проводить эффективные мероприятия по борьбе с болезнями, вредителями растений и сорняками. Эти меры направлены на увеличение урожайности и формирование условий продовольственной безопасности. По данным ООН до 40% урожая уничтожается под влиянием вредных факторов.
Поэтому в структуре современных мероприятий по защите растений и урожая наибольший удельный вес имеют химические методы. При этом статистика утверждает, что около 300 г химических средств защиты вносится в расчете на 1 г посевных площадей. При этом необходимо обратить внимание, что в различных регионах мира эти цифры могут существенно отличаться. В Европейских странах и США количество химических средств защиты, вносимых в почвы имеет тенденцию увеличения.
Широкое распространение получили пестициды – ядохимикаты, способные уничтожать насекомых вредных для сельскохозяйственных культур. Однако пестициды могут вызывать гибель и полезных организмов.
Пестициды разделяют в зависимости от их химической природы на гербициды; инсектициды; зооциды; фунгициды; бактерициды.
Гербициды – это средства для уничтожения сорной растительности, к ним относятся растворимые соли кислот (хлоруксусных, хлорбензойных и др).
Инсектициды – это вещества для борьбы с насекомыми (метафос, тиофос и множество других). Они могут отличаться по механизмам воздействия на живые организмы.
Зооциды – это препараты для борьбы с грызунами (например, фосфид цинка). Это мощные отравляющие вещества, действия которых опасны и для человека.
Фунгициды предназначены прежде всего для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний и уничтожения вредных бактерий. Например, формальдегит, медный купорос, бордоская жидкость и др.
Накопление указанных веществ в растениях может иметь и отрицательные последствия. Одним из них является снижение естественной способности растений к борьбе за существование.
В системе мелиоративных мероприятий, направленных на решение продовольственной проблемы, большое значение отводится химической мелиорации. Задача химической мелиорации состоит в устранении природных неблагоприятных агрохимических показателей почв и ослабление отрицательных последствий интенсификации сельскохозяйственной деятельности человека.
Объектами химической мелиорации являются ионообменные процессы в почвах, коллоидно-химические свойства почв, солевой и агрегатный составы почв.
В зависимости от реакции почвенного раствора почвы подразделяют на шесть групп: сильнокислые (рН 3-4), кислые (рН 4-5), слабокислые (рН 5-6), нейтральные (рН 6-7), слабощелочные (рН 7-8), сильнощелочные (рН 8-9).
В Республике Беларусь наибольшее распространение имеют почвы первых трех групп.
Кислотностью почвы называется ее способность подкислять воду или растворы гидролитически нейтральных солей. Различают актуальную и потенциальную кислотность почвы. Под актуальной понимают кислотность почвенного раствора. Потенциальная кислотность характерна для твердых фаз почв. Между актуальной и потенциальной кислотностью почв сохраняется динамическое равновесие, обусловленное их взаимосвязью. Концентрация ионов Н + в почвенном растворе, определяющая актуальную кислотность,зависит от присутствия в нем свободных кислот и кислых солей и степени их диссоциации, что выражается через значение рН, определяемое в почвенном растворе или водной вытяжке из почвы.
Кислотность органических почвенных коллоидов определяется присутствием водородных ионов, которые легко вступают в обменные реакции с основаниями и нейтральными солями. Кислотность минеральных коллоидов определяется главным образом наличием катионов алюминия. Данный вид кислотности представляет опасность из-за токсичности алюминия для всего живого. Для устранения вредных влияний кислотности на основе катионов алюминия в почвах необходимо создавать среду, в которой алюминий почвенных минералов не переходит в раствор.
В науке введено понятие почвенно-поглощающего комплекса, под которым понимают определенный состав почвы и наличие в ней требуемых для растений химических элементов или их соединений.
Химико-мелиоративное повышение плодородия почв включает ряд мероприятий – известкование кислых почв; внесение кальцийсодержащих веществ.
Подавляющее большинство культурных растений способно развиваться и плодоносить только в почвах с нейтральной или близкой к нейтральной реакции среды. Поэтому в целях поддержания плодородия почв используется известкование, т.е. внесение мелиорантов, содержащих Са СО3 (карбонат кальция). Хотя карбонат кальция практически не растворим в воде под влиянием углекислого газа, содержащегося в почве он претерпевает ряд химических превращений и вытесняет катионы водорода их почвенно-поглощающего комплекса, уменьшая его кислотность.
Существуют и другие способы сохранения плодородия почв в зависимости от их структуры и особенностей.
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине