1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
Биология – область научного знания о живой природе. Длительное время биология опиралась на описательные методы исследования, но с развитием других отраслей знаний в биологических исследованиях стали применяться методы физики, химии, математики.
В последнее десятилетие XX века и в начале XXI века в биологии происходят скачкообразные качественные переходы, что выдвинуло биологию в лидеры естествознания, сделало важной отраслью, определяющей направления научно-технического прогресса и развития цивилизации. Данные о живой материи имеют важное познавательное значение, они оказывают влияние на формирование мировоззрения и научной картины мира. Посредством отдельных областей биологического знания, таких как, генетическая инженерия и экология, биология оказывает влияние на материальное производство и взаимосвязь человеческой деятельности и окружающей природной среды.
Предметом биологии как науки являются живые организмы, их происхождение, строение, функции, развитие, взаимодействия с внешней средой. По времени своего существования биология относится к наиболее старейшим естественным наукам, однако термин «биология» для ее обозначения был введен в 1797 г. немецким анатомом Теодором Рузом (1771-1803гг.). Причинами возникновения и развития биологии является естественное стремление человека к познанию окружающего мира и потребности в создании определенных материальных условий жизни. Развитие общественного производства, стремление излечить болезни и другие практические потребности людей создавали необходимые условия для формирования и развития биологических знаний о живой природе, включая самого человека.
В настоящее время биология характеризуется широким перечнем разрабатываемых фундаментальных и частных проблем, начиная с исследования элементарных клеточных структур, реакций, протекающих в клетках, заканчивая познанием процессов на биосферном уровне. К числу частных проблем, решаемых биологией, можно отнести изучение процессов обмена веществ различных организмов, исследование генной структуры живой материи, поиск механизмов влияния на протекание биологических процессов, построение новых технологий, направленных на получение материалов с заданными свойствами и др.
Современная биология – это комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции самых разных наук о живой природе. Старейшими биологическими науками являются ботаника, зоология, анатомия. В период XVIII-XIX веков зоология разделилась на такие науки как: зоология позвоночных и беспозвоночных, паразитологию, протозоологию( наука об ископаемых видах животных), энтомологию (наука о насекомых), ихтиологию (наука о рыбах), орнитологию (наука о птицах) и др. В ботанике в качестве самостоятельных дисциплин возникли дендрология (наука о деревьях и кустарниках), птеридология ( наука о папоротниках), альгология (наука о водорослях), бриология (наука о мхах), биогеоботаника (наука о распространении растений) и др. Анатомия разделилась на анатомию человека и животных.
Параллельно в зоологии и ботанике шло формирование и становление как самостоятельных областей систематики, анатомии, физиологии, цитологии, гистологии, эмбриологии и других дисциплин.
Одновременно происходил процесс интеграции научного знания и появления совершенно новых биологических дисциплин – микробиологии, включающей бактериологию, вирусологию и иммунологию; генетики, включающую генетику растений и животных, общую и молекулярную генетику, генетику пола и генетику поведения.
Физиология по мере усложнения привела к появлению сравнительной и эволюционной физиологии, эндокринологии и др. наук. В начале XXI века в биологии отмечается тенденция оформления очень узких наук, название которых определяется проблемой (предметом) исследования. К таким наукам относятся энзимология (наука о ферментах, от энзи- фермент), мембранология (наука о сторении мембран), плазмидология (наука о стороении плазмид – элементов клетки), кариология ( раздел цитологии, изучающий клеточное ядро и его эволюцию) и др.
В результате интеграции с другими науками возникли биохимия, биофизика, радиобиология, цитогенетика, космическая биология и другие науки.
Для биологии характерны собственные методы исследования действительности, а также тенденция их постоянного обновления и совершенствования. К основным группам методов биологической науки относятся описательные, сравнительные, исторические, экспериментальные. Описательные методы связаны с наблюдениями и описаниями объектов. Они позволяют накапливать огромный фактический материал, на основе которого возможны научные заключения и обобщения. Эти методы сыграли важную роль в систематике и классификации растительного и животного миров. Описательные методы не утратили своего значения и сейчас, их объектами являются элементы биологического микромира-клетки, гены и др. биологические микроструктуры.
Сравнительный метод состоит в сравнении изучаемых организмов и их структур, а также их функций. Этот метод применялся начиная с XVIII века и внес свой вклад в формирование системы растительного мира, клеточной теории, теории эволюции. В наше время сравнение в биологии используется при установлении новых понятий, отражающих сущность явлений в абстрактной форме.
В XIX веке Ч. Дарвин использовал исторический анализ для установления закономерностей появления и развития живых организмов. Это позволило перейти от описания к объяснению сущности многих живых систем. В настоящее время исторический метод в биологии играет методологическую роль, объединяя результаты научного исследования в определенную историческую последовательность, связанную с возникновением и развитием жизни на Земле.
Самое большое разнообразие методов экспериментального характера представлено в биологических исследованиях. Экспериментальные методы изучения природы получили развитие в XVII веке, благодаря философии Ф. Бэкона (1561-1626гг.), который рассматривал эксперимент в качестве основного метода естествознания. Однако активно эксперимент в биологии стал использоваться лишь в XIX веке, когда внимание ученых биологов привлекли процессы в живых организмах. Известную роль в развитии экспериментальной биологии сыграли работы И.М. Сеченова (1829-1905гг.), И.П. Павлова (1849-1936гг.) и других ученых. Благодаря эксперименту Г. Менделю (1822-1884гг.) удалось проверить гипотезу о наследственности и изменчивости в развитии растительного мира. Работа Г. Менделя и сегодня является классическим примером использования эксперимента в постижении глубоких закономерностей живой природы.
Развитие эксперимента в XIX веке обусловлено потребностями человека в получении продуктов питания на основе биологических процессов брожения, поисками причин появления жизни, разработкой способов борьбы с инфекционными болезнями.
В середине XX столетия экспериментальный метод в биологии значительно усовершенствовался на основе достигнутых технологий в сфере производства и техники.
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине