1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
По представлениям современной науки человечество относится к одному биологическом виду «homo sapiens» - человек разумный. Человек представляет собой уникальную форму организации жизни, в которой тесно взаимосвязаны биологическая, социальная и духовная сущности.
Жизнедеятельность организма человека подчиняется биологическим законам и механизмам, на основе которых осуществляется взаимодействие с окружающей средой в целях адаптации. Физиологические и морфологические особенности человека обеспечивают эффективную адаптацию к внешней среде в условиях сложной социальной организации жизнедеятельности человека.
Социальная сущность человека формировалась на протяжении длительного эволюционно процесса. В настоящее время социальная сущность человека определяется как система материальных и духовных факторов, межличностных и социальных отношений на основе различных видов деятельности. Социальный фактор является важнейшей специфической особенностью, накладывающей отпечаток на весь образ жизнедеятельности человека и человечества.
Проблема соотношения социального и биологического в человеке имеет несколько полярных точек зрения. Например, сторонники панбиологизма все свойств человека объясняют с позиций биологической сущности человека, которая основана на наследственной генетической программе. Сторонники социологизма утверждают, что различия людей определены не наследственностью, а индивидуальными особенностями личности, обусловленными воспитанием, обучением и типом общественных отношений в рамках определенного исторического периода.
В начале XXI века в науке все больше утверждается парадигма, которая считает человека неотъемлемым и уникальным элементом целостной биосферы. Биологическая природа человека находит свое развитие в условиях действия социальной формы движения материи. Это обстоятельство предопределяет исторический ход развития человека.
Биологические процессы являются фундаментальной основой жизнеспособности, развития и адаптации человека, как части окружающей природы.
Однако биологические процессы реализуются в человеческой популяции совершенно иным образом, чем в остальном мире живых существ. В развитии человеческого общества и человека ведущую роль играют социальные факторы, а естественный отбор фактически утратил свое значение. Процесс индивидуального развития человека имеет не только биологическую основу, он также обусловлен образовательной информацией. Биологическая информация, зафиксированная в генотипе человека и своеобразной его конфигурации у отдельного человека. Благодаря этой информации накопленной в процессе эволюции происходит формирование человека как уникального сочетания структурных и функциональных признаков, отличающих его не только от других живых существ, но создает индивидуальность каждого человека, его неповторимость.
Образовательная информация как часть более широкой социальной информации представляет собой систему знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе исторического развития общества. Каждый индивид овладевает этой информацией в процессе воспитания и образования на основе личных волевых и интеллектуальных усилий. При этом важнейшую роль играет состояние социума и его отдельных институтов. Данная особенность развития и формирования человека связана с процессом социальной наследственности, который выражается в формировании культурной среды существования человека, что присуще исключительно человеку и выделяет его из животного мира.
Появление человека как биосоциального существа – это закономерный результат эволюционного процесса в царстве животных. В пределах человеческого вида выделяют традиционно три основные расы: европеоидную (евразийскую), австрало-негроидную (экваториальную), монголоидную (азиатско-американскую). Раса – это исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос; очертания головы; разрез глаз; размеры тела и др.), которые не являются основными в рамках единства вида.
Основные признаки – прямохождение, размер мозга, строение органов тела, физиологические функции – не различаются в расах. Образование рас произошло в процессе мутаций, которые могли быть обусловлены внешними факторами и дрейфом генов, а также изоляции отдельных популяций человека.
В современных условиях цивилизационного развития изоляции и естественный отбор утрачивают свое значение. Усиление взаимодействий между народами приводит к смешению рас (метисации). Миграция населения в современных масштабах приводит к разрушению расовых барьеров, а глобализация всех процессов жизнедеятельности человека постепенно может привести к исчезновению расовых различий. Можно предполагать, что генетическая устойчивость рас сделает этот процесс чрезвычайно медленным.
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине