§ 2. Теория строения органических соединений
В 60-е гг. XIX столетия русским химиком A.M. Бутлеровым была предложена теория химического строения, которая объяснила особенности химической природы органических соединений и причины их многообразия. Обогащенная современными представлениями о природе химической связи, пространственной структуре молекул и характере взаимного влияния атомов в молекуле, эта теория составляет теоретический фундамент органической химии и в наши дни.
В ее основе лежит представление о том, что свойства органических соединений определяются не только их качественным и количественным составом, но и строением их молекул, т.е. порядком соединения атомов в молекуле и их взаимным влиянием. Поскольку основной «скелет» органических молекул образуют атомы углерода, все особенности органических соединений обусловлены прежде всего свойствами этого элемента.
В подавляющем большинстве своих соединении углерод проявляет валентность, равную четырем, причем все четыре ковалентные связи углерода образуются за счет гибридных sp3-орбиталей, углы между которыми одинаковы и составляют 109 28'. Поэтому в простейшем органическом соединении, которым является углеводород метан (СН4) атом углерода расположен в центре правильной четырехгранной пирамиды – тетраэдра, а четыре соединенных с ним атома водорода – в вершинах тетраэдра. В более сложных органических соединениях атомы углерода образуют устойчивые длинные цепи, содержащие до ста и более атомов углерода. При увеличении длины углеродной цепи на один атом углерода образуется новое соединение, coстав которого отличается от состава предшествующего соединения на одну группу (СН2 : СН4 – метан; С2Н6 – этан; C3H8 – пропан и т.д.
Такие соединения, различающиеся по составу и свойствам, но сохраняющие общие характерные черты, называют гомологами; они составляют ряды однотипных соединений, или гомологические ряды. Каждый член гомологического ряда отличается от предыдущего члена на группу СН2, называемую гомологической разностью.
При одном и том же числе атомов углерода в молекуле возможно образование как соединений с незамкнутой, открытой формой углеродных цепей (ациклические соединения), так и соединений, молекулы которых содержат замкнутые углеродные кольца (циклические соединения), что еще больше увеличивает многообразие органических соединений. Валентности атомов углерода, не использованные на взаимные связи, служат для присоединения к углеродной цепи других атомов и групп.
Связь между атомами углерода может осуществляться за счет одной пары обобщенных электронов (простая или одинарная связь) или за счет двух или трех пар электронов (кратная связь – двойная или тройная). Соединения, в которых атомы углерода связаны одинарными связями, называют предельными, или насыщенными (алканы). Их простейшим представителем (после метана) является углеводород этан (рис. 13.1, а),
В молекуле этана два гибридизованных электронных облака перекрываются по прямой, соединяющей центры атомов углерода, и образуют s-связь. Все шесть связей С—Н, образующиеся перекрыванием sp3-электронных облаков атомов углерода и 1 s-электронных облаков атоме водорода, также являются s-связями.
Соединения, в которых атомы углерода связаны кратными связями, называют непредельными, или ненасыщенными (алкенами при наличии в молекуле двойной связи и алкинами, если атомы углерода связаны тройной связью). Простейшим соединением сдвойкой связью является углеводород этилен (рис. 13.1, б), а простейшим соединением с тройной связью – ацетилен (рис. 13.1, в).
В молекулах некоторых циклических углеводородов двойные связи сопрягаются, образуя единое p-электронное облако над плоской кольцевой структурой (рис. 13.1, г). Такие углеводороды относят к ароматическим.
Теория химического строения A.M. Бутлерова объяснила и явление изометрии органических соединений.
Прежде всего, органические соединения одного и того же состава могут иметь неразветвленные и разветвленные углеродные цепи. Так, состав С4Н10 могут иметь два предельных углеводорода – бутаны – с различным строением углеродной цепи. Один – так называемый бутан нормального строения, с неразветвленной цепью, и один с разветвленной цепью – бутан изостроения, или изобутан:
Состав C4H8 имеют три непредельных углеводорода — бутилены: два нормального строения, различающиеся расположением двойной связи, и один с разветвленной углеродной цепью — изобутилен:
Кроме приведенных выше непредельных соединений с открытой цепью, состав С4Н8 имеют два предельных циклических углеводорода:
Изомерия органических соединений может быть обусловлена не только различным порядком соединения атомов в молекуле, но и различным расположением атомов или их групп в пространстве (пространственная изомерия, или стереоизомерия).
Как упоминалось выше (см. рис. 13.1, б), атомы углерода, соединенные двойной связью С = С, лежат в одной плоскости с четырьмя связями, соединяющими их с другими атомами- Если с каждым из атомов углерода при двойной связи соединены различные атомы и группы, возможна так называемая геометрическая или цис-транс-изомерия. Так, в молекуле дихлорэтилена CHCl = СНСl атомы хлора могут быть расположены в пространстве по одну сторону двойной связи (цис-изомер) и по разные стороны от нее (транс-изомер), причем цис-транс-изомеры значительно отличаются друг от друга по физическим и химическим свойствам.
Краеугольным камнем теории строения является высказанное A.M. Бутлеровым и развитое его учениками положение о взаимном влиянии атомов, входящих в молекулу органического соединения. Бутлеров убедительно показал, что химизм поведения того или иного атома определяется не только его природой, но и положением в молекуле. Наибольшее взаимное влияние проявляют атомы, непосредственно связанные друг с другом в молекуле органического вещества.
Таким образом, теория химического строения, созданная A.M. Бутлеровым и развитая его школой, позволила установить важнейшие закономерности в строении и свойствах органических соединений, позволила дать научно обоснованное объяснение явлениям гомологии и изомерии органических соединений и стала основой их общей классификации.
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине