1. Космические объекты и методы их исследования
Космос в переводе с греческого означает мир, как упорядоченную структурно целостность вселения человека. Мир – это определенный порядок в отличие от Хаоса, под которым понимали первозданное состояние. В современной терминологии Космос и Вселенная означают окружающий нас мир в бесконечном пространстве и времени. Вселенную как объект изучает астрономия. Астрономия – это наука о движении, строении, возникновении и развитии небесных тел и их систем и Вселенной в целом.
Основным методом получения астрономических знаний является наблюдение и в отдельных случаях эксперимент. Эксперимент при изучении Вселенной как целостности практически невозможен. Современная астрономия включает в себя несколько научных дисциплин: космогонию, космологию, астрофизику, астрохимию, радиоастрономию.
Космогония (от греческого hosmos – мир, gonos – рождение) – это наука о происхождении и развитии космических объектов и систем, не рассматривая Вселенную в целом. В свою очередь космология (от греческого hosmos – мир, logos – учение) – наука, рассматривающая основные закономерности Вселенной и ее составных частей. Космология объектом своего исследования имеет целостность Вселенной и упорядоченность составляющих ее систем. Космогония рассматривает отдельные объекты Вселенной такие как, звезды, планеты, астероиды, кометы, а также более сложные системы, состоящие из ряда отдельных объектов – планетные системы, звездные скопления, галактики.
Мир един и гармоничен в своей целостности, но имеет сложную многоуровневую организацию. Чаще всего рассматривают три уровня организации материи – мегамир, макромир и микромир. Границы между ними носят абстрактный характер, обусловленных особенностями теорий, на основе которых наука отражает представления о каждом уровне организации материи.
Вселенная представляет собой совокупность отдельных взаимосвязанных элементов различного типа. Можно выделить следующие группы элементов: небесные тела (звезды, планеты, спутники, астероиды, кометы); планетные системы звезд; звездные скопления; галактики; черные дыры.
Звезды – это гигантские раскаленные светящиеся небесные тела. Планеты – это небесные тела с невысокими температурами, вращающиеся вокруг звезды. Спутники планет – это холодные небесные тела, вращающиеся вокруг планеты. Планетная система представляет собой совокупность небесных тел (планет, спутников, астероидов, комет), вращающихся вокруг звезды. Например, Солнечная система, в которую входят девять планет, несколько спутников планет (Луна – спутник Земли), десятки тысяч астероидов, множество комет. Солнце, обладая огромной массой, определяет движение названных элементов в поле свего тяготения. Астероиды (малые планеты) небольшие холодные небесные тела, входящие в состав Солнечной системы. Их диаметр составляет около 1000м. Кометы – небесные тела, входящие в состав Солнечной системы. Отличительными особенностями комет являются их малые размеры (несколько километров), структура (наличие ядра и хвоста), своеобразный химический состав.
Галактики представляют собой гигантские звездные системы, включающие планетные системы и межзвездную среду. Каждая галактика насчитывает в своем составе миллиарды звезд, которые вращаются вокруг ее центра. Звездные скопления – группы звезд, расположение звезд в которых характеризуется расстояниями значительно меньшими, чем межзвездные расстояния во Вселенной. У звездных скоплений происходит взаимосвязанное движение в пространстве на основе общего происхождения. Галактики образуют Метагалактику как грандиозное по размерам и массе скопление отдельных галактик и их групп.
В современном понимании термины Метагалактика и Вселенная очень часто отождествляются. Но если Вселенную можно рассматривать как бесконечную целостность, то метагалактика – та ее часть, которая поддается визуальному восприятию.
Учитывая огромные масштабы Вселенной астрономия и другие науки испоьзуют при изучении объектов космоса специальные единицы длины. Наибольшее распространение получили такие единицы как, астрономическая единица (а.е.). равная расстоянию от Земли до Солнца – 150 млн. километров. Обычно эта единица используется при определении расстояний в рамках Солнечной системы. Скажем расстояний между планетами Солнечной системы.
Световой год – это расстояние, которое световой луч проходит за один год. Оно равно 1013 км. Соотношение астрономической единицы и светового года легко вычисляется, оно равно 8,3. Т.е. 1 а.е. соответствует 8,3 световой минуты. Луч света, идущий от Солнца, позволяет заглянуть нам в прошлое на 8, 3 минуты. В световых годах определяются расстояния до звезд и других космических объектов за пределами Солнечной системы.
Парсек – это расстояние, равное 3,3 светового года. Данная величина позволяет эффективно измерять расстояния между звездами.
При необходимости используют также более значительные величины кило- и мегапарсеки.
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине