2. Солнечная система в мире галактик
Вся информация, накопленная человечеством о Вселенной основана на наблюдениях и математических расчетах. Только в XX и XXI веках человеку стали доступны другие методы исследования космоса, например запуски искусственных спутников, спектроскопический анализ и др.
Основа астрономических знаний формировалась мыслителями древнего мира. Особенно необходимо отметить страны Древнего Востока – Египет, Вавилонию (современный Иран), Индию, Китай, ученые которых научились наблюдать астрономические явления и делать предсказания относительно движения небесных тел. В период развития Древнегреческой науки эти знания были позаимствованы греческими учеными.
Идея геоцентрического строения Вселенной была выдвинута в VI веке до н.э. великим ученым Древней Греции Аристотелем, который считал, что Земля и другие планеты шарообразны, а небесная сфера замыкает Вселенную. Таким образом была представлена первая научная картина мира: Земля – неподвижный центр Вселенной, имеющей конечные размеры. Несмотря на то, что в последующие столетия высказывались другие представления о строении мира, во II веке окончательно утвердилась геоцентрическая модель. Сторонником которой, являлся александрийский астроном Птолемей. Эта теория в значительной степени соответствовала теологическим представлениям о мире и просуществовала вплоть до XIV столетия, когда наступившая эпоха Возрождения дала возможность развиваться альтернативным теориям и взглядам.
По сути дела, существовавшие на каждом этапе развития человеческой цивилизации представления о строении мира можно считать космологическими теориями соответствующей эпохи. Геоцентрическая система Аристотеля-Птолемея стала первой научно обоснованной космологической моделью Вселенной. Спустя 1500 лет ее сменила новая космологическая модель - гелиоцентрическая система, предложенная Коперником.
Группа из девяти планет вместе с Солнцем составляют Солнечную систему. Планеты гораздо меньше по размерам и имеют более низкие температуры, чем Солнце, вокруг которого они обращаются. В солнечную систему кроме планет входят их спутники, астероиды, кометы и метеорные тела.
Планеты Солнечной системы расположены по отношению к Земле следующим образом: две внутренние планеты (Меркурий и Венера), шесть внешних планет (Марс, имеющий два спутника; Юпитер, имеющий четырнадцать спутников; Сатурн, имеющий шестнадцать спутников; Уран, имеющий пять спутников; Нептун, имеющий два спутника; Плутон с одним спутником).
Спутники планет совершают сложное движение, вращаясь не только по отношению к своей оси и планете, но и по отношению к Солнцу вместе с планетой. Детальное изучение планет и их спутников стало возможным на основе использования космических кораблей, систематические запуски которых начались с 1962 г. Наиболее активно изучаются такие планеты как Меркурий и Венера, поскольку они ближайшие соседи Земли. Получены образцы грунта этих планет, а также спутника Земли Луна и осуществлен анализ их химического сотава. В настоящее время получены фотографические снимки практически всех планет и спутников Солнечной системы.
Планеты Солнечной системы делятся на две группы: планеты земной группы – Земля, Меркурий, Венера и Марс; планеты гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. О планете Плутон недостаточно сведений для определенной классификации. В Солнечной системе расположено более 3500 астероидов, представляющих собой малые планеты. В основном астероиды расположены между орбитами Марса и Юпитера. Самым крупным из известных астероидов является Цецера, размеры которого оцениваются в 1000 км. Температура астероидов не превышает 100 С, атмосфера отсутствует, а размеры в основном составляют сотни метров.
В системе небесных тел особенное место занимают кометы, обращающиеся вокруг Солнца и состоящие в основном изо льда и отдельных вкраплений разных материалов. Движение комет можно наблюдать невооруженным взглядом, они представляют удивительное явление природы.
Межпланетное пространство заполнено множеством мельчайших частиц вещества, которые получили название метеорных тел. Причина их возникновения связана с разрушением астероидов и комет. В отдельных случаях большие метеорные тела достигают поверхности Земли, проникая сквозь ее атмосферу и выпадая в виде метеоритов, состоящих в основном из железа.
Планетные системы входят в состав галактик – гигантских звездных систем. Галактики представляют наблюдаемую область Вселенной и дают информацию о состоянии Вселенной в прошлом. Свет идет от них к Земле миллионы лет, поэтому сложно представить настоящее состояние галактик и их скоплений.
Галактики могут существовать как отдельно, так и в виде скоплений. Поэтому в науке используются различные подходы к их классификации: по размерам; по форме.
По размерам выделяют галактики-карлики (до нескольких десятков световых лет) и галактики-великаны ( от десятков до миллионов световых лет).
Американский астроном Э. Хаббл предложил разделять галактики на три основных типа в зависимости от внешней формы: эллиплические, имеющие эллиптическую или круглую формы; спиральные галактики, имеющие одну или несколько спиралей; неправильные галактики, строение которых имеет клочковатую форму.
Наиболее исследованной в настоящее время является наша галактика, имеющая название Млечный путь, и галактика в виде туманности под названием Андромеда. В состав Млечного пути входят четырнадцать карликовых эллиптических галактик, несколько внегалактических шаровых скоплений и несколько неправильных галактик, наиболее известной из которых является галактика под названием Магеллановы облака. Андромеда относится к спиральным галактикам и включает одну спиральную и несколько эллиптических галактик. Образование галактик связывают с процессом эволюции Вселенной, считая, что 15 млрд. лет назад произошло выделение групп протогалактик, развитие которых определялось гравитационными взаимодействиями составляющего их вещества. С галактиками тесным образом увязывается проблема возникновения звезд.
Наша галактика – Млечный путь – это огромная система звезд, количество которых считается равным более чем 200 млрд. Главной звездой является Солнце. Млечный путь включает также пыль и газ, огромное множество электромагнитных полей и космических лучей. Наша галактика имеет форму правильного диска с шарообразным утолщением в центре. Диаметр ее равен 105 световых лет. Центр самой галактики лежит в направлении созвездия Стрельца, Солнечная система обращается вокруг этого центра со скоростью около 220 км/с. Только за 250 млн. лет Солнечная система совершает один оборот вокруг центра Млечного пути. В свою очередь наша галактика вращается вокруг центра Местной системы галактик.
Ближайшее скопление галактик находится в созвездии Девы на расстоянии около 20 Мпк (мегапарсек). Известно более 50 сверхскоплений галактик. Расположение галактик и скоплений галактик в пространстве Вселенной не является равномерным, а скорее имеет сетчатую (зернистую) структуру. Наблюдаемая часть Вселенной получила название Метагалактики.
В итоге структуру Вселенной можно представить с точки зрения земного наблюдателя как систему Земля-Луна – Солнечная система – наша Галактика (Млечный путь) – скопление галактик-сверхскопления галактик – сетчатая структура Вселенной.
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине