3. Классификация химических веществ
По составу химические соединения бывают простыми и сложными. Простое вещество- это вещество, образованное путем сочетания атомов одного и того же элемента, и является формой существования химических элементов в свободном состоянии.
Химический элемент – это вид атомов, обозначенный определенными символами и имеющий определенную совокупность химических свойств.
В природе существует явление аллотропии. Аллотропия – это образование одним и тем же химическим элементом различных веществ. Это явление обусловлено различием числа атомов в молекулах вещества или иным типом решетки (например, кислород О 2; озон О 3).
В настоящее время известно более 110 химических элементов и около 400 простых веществ.
Все химические элементы делятся на металлы и неметаллы. Данный тип классификации сложился исторически на основе практического опыта. Металлы – это химические элементы, способные отдавать электроны. Неметаллы – это электроотрицательные элементы, способные присоединять электроны. В таблице Менделеева граница металлы –неметаллы условно идет по диагонали бор-астат (металлы расположены слева, а неметаллы –справа). Элементы вблизи диагонали имеют промежуточные свойства (например, полупроводники).
Сложные вещества – это вещества, состоящие из комбинаций простых веществ. Сложные вещества подразделяются на неорганические (300000 видов) и органические, которых еще больше. В свою очередь неорганические вещества бывают пяти классов:
- оксиды (содержат кислород);
- гидроксиды (содержат ОН);
- кислоты (содержат кислотный остаток, например, SO 4);
- амфотерные гидроксиды;
- соли (содержат металлы).
Оксиды – это соединения двух элементов, в которых атомы кислорода связаны с атомами другого элемента.
Гидроскиды (щелочи) – это вещества, которые в водном растворе диссоциируют с образование катионом металла, анионов гидроксила и не образуют других анионов.
Амфотерные гидроксиды – это гидроксиды, которые в водном растворе диссоциируют с образованием катионов водорода Н+ и анионов ОН-, т.е. проявляют свойства кислот и оснований.
Кислоты – это химические соединения, которые в водном растворе диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка.
Соли – это химические соединения, которые в воде диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка. Все классы химических соединений неорганического типа находятся в генетической взаимосвязи, которая может быть представлена в виде схемы:
М еталлы Неметаллы
Основные оксиды Кислотные оксиды
Гидроксиды Кислоты
Соли
При этом условном обозначении необходимо учитывать наличие обратных связей между сложными неорганическими веществами.
Органическими называют соединения углерода, атомы которого связаны с атомами других элементов, преимущественно малополярными связями. В природе эти соединения встречаются исключительно в организмах растений и животных и являются продуктами жизнедеятельности или распада этих организмов.
Для органических соединений характерен ряд отличительных признаков и свойств, которые составляют предмет для отдельной области химии – органической химии. В основном эти отличия обусловлены особенностями свойств углерода:
- в периодической системе элементов углерод расположен между типичными металлами и неметаллами, проявляет ковалентность, равную 4, и способен соединяться со многими элементами;
- его атомы способны соединяться друг с другом, образуя прочные, иногда весьма длинные цепи: линейные, разветвленные, колцеобразные; связь в цепочках между атомами углерода может быть одинарной, двойной и тройной;
- в типичных химических превращениях углеродная структура органической молекулы не нарушается, а в реакции принимают участие периферийные группы, которые носят название функциональных, или атомы, связанные кратными связями;
- молекулы органических соединений при одинаковом составе и равных молекулярных массах могут иметь различную структуру и различные свойства. Это явление называют изомерией, оно объясняет существование огромного числа органических соединений;
- огромное разнообразие органических соединений состоит из небольшого числа химических элементов: углерода, водорода, кислорода, фосфора, серы, галогенов. В отдельных случаях в состав органических соединений могут входить металлы;
- для углерода не характерны соединения с ионными связями. Подавляющее большинство органических молекул построены на основе ковалентных связей, поэтому органические вещества являются неэлектролитами и не диссоциируют в растворах. Реакции протекают в молекулярной форме с небольшой скорость;
- Температура плавления органических соединений лежит в интервале 100-200 С, реже -300-400 С. В присутствии кислорода подавляющее большинство органических соединений полностью сгорает с образованием диоксида углерода и воды. При нагревании без доступа воздуха органические вещества преобразуются в вещества с другими свойствами вследствие структурной перестройки.
В биосфере органические вещества играют важную роль, участвуя во всех процессах растительных и животных организмов. В качестве отдельных групп органических соединений выступают ферменты, гормоны, витамины и т.п.
Теория химического строения органических соединений была предложена в 60-е годы XIX века русским химиком А.М. Бутлеровым. Дополненная современными представлениями о природе химической связи, пространственной структуре молекул, характере взаимного влияния атомов и молекул, эта теория составляет фундамент органической химии наших дней.
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине