4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
Различие в подходах к описанию действительности в естественных и гуманитарных науках привело к формированию двух научных культур: естественнонаучной, которая является основой технического прогресса и формирования материальных основ жизни человека; гуманитарной, направленной на выявление духовной и социальной сущности человека и его роли в мире. Современный подход к гуманитарным и естественным наукам основан на принципах интеграции двух культур, естественнонаучной и гуманитарной. Особое значение для понимания единства естественнонаучного и гуманитарного знания в XXI веке имеют междисциплинарные методы исследования: системный подход, концепция самоорганизации (синергетика), общая теория информации.
Универсальность культуры как явления обуславливает существование большого числа определений понятия «культура». Культурой называют все созданное человеком: система ценностей; техника; технологии; здания и сооружения; сорта растении; новые материалы; образ жизни; система поведения человека и т.д.
Латинское слово cultura (культура) в его первоначальном смысле означало обработку земли, возделывание почвы. В 45 г. до н.э. Цицерон применил его в переносном смысле к развитию духа – cultura animi, т.е. возделывание души. Таким образом, культура – это предметный и духовный мир, созданный человеком параллельно естественной природе. Актуальным является и понятие культуры как системы средств человеческой деятельности, благодаря которой реализуется жизнедеятельность индивида, групп людей и человечества во взаимодействии с природой, обществом и отдельными индивидуумами.
Принято рассматривать материальную, духовную, а также социальную культуру. Материальная культура – это совокупность средств бытия человека и общества. Духовная культура это высшая форма культурных достижений человека, которая выражается в морали, праве, мировоззрении, идеологии, искусстве, науке. Каждый вид духовной культуры состоит из взаимосвязанных самостоятельных элементов. Социальная культура – это система правил поведения и деятельности человека в различных формах общения и отношений. Она включает этикет, этику производственных, правовых, религиозных и др. отношений, систему межличностного и коллективного общения.
Совокупность систем ценностей, идеалов, убеждений, методологических установок, стилей мышления, характерных для отдельных наук принято также называть научной культурой. Можно говорить о культуре естественнонаучного познания, культуре технического или гуманитарного знания. Характер научной культуры может определять проблемы организации науки, отношения науки и общества. Наиболее яркие различия существуют между культурами естественнонаучного и гуманитарного познания мира. Каждая культура использует свои методы познания и при этом в целостном мире возникает условное деление на естественнонаучный и гуманитарный миры.
Английский ученый и писатель Ч. Сноу, еще в 60-е годы обращавшийся к проблеме диалога культур, в 1973 г. написал книгу «Две культуры», в которой выделил в современном обществе естественнонаучную и гуманитарно-художественную культуры. Ч. Сноу отмечал огромную пропасть, которая исторически сложилась, существует и возрастает между ними. Это состояние выражается в непонимании учеными различных культур друг друга, что, по мнению автора, является угрозой разрушения всей культуры человечества.
В действительности существуют определенные различия между естественнонаучным и гуманитарным пониманием мира и явлений в нем. Естествознание ориентировано на повторяющееся, универсальное, общее и абстрактное в окружающем мире, а гуманитарное познание останавливается на изучении конкретного, уникального, неповторимого в явлениях мира.
Цель естествознания – это описать и объяснить объект изучения, с позиций вневременных принципов бытия на основе качественных и количественных характеристик объекта, ограничивая зависимость от социально-исторических факторов. Цель гуманитарных наук – это понять сущность объекта, найти способы конкретно-исторического толкования содержания объекта и отношения к нему.
В 60-70 –е года ХХ–го столетия в массовом сознания учащейся молодежи и интеллигенции различия подобного рода нашли выражение в форме полемики между «лириками» и «физиками», каждый из сторонников отстаивал свою точку зрения в зависимости от характера полученного образования и приверженности к определенному восприятию действительности.
Необходимо признать тот факт, подтверждаемый биографиями известных людей, что в сознании одного человека могут существовать одновременно как рациональный, так и художественно-образный способы отражения мира. Культура охватывает все многообразие материальной, социальной и духовной жизни людей, представляя ее в различных аспектах и сторонах. Культура – это человекоформирующий феномен, создаваемый самими людьми и существующий в ходе всей жизнедеятельности общества и личности. Индивиду необходимо овладеть культурой современного ему общества, чтобы быть полноценным членом общества и реализовать свои потенции.
В тоже время существует понятие единства и взаимосвязи наук. Наука, являясь системным образованием, предполагает целостность и единство конкретных наук. Между всеми науками происходит постоянное взаимодействие в целях взаимообогащения и развития. Примером может служить развитие биологии в ХХ веке за счет использования математических, физических и химических методов исследования. С другой стороны биология способствовала формированию новых подходов к проектированию технических систем новых поколений. Единство наук вытекает собственно из материального единства мира. Естествознание оказывает существенное влияние на развитие гуманитарных наук посредством собственных методов исследования, методологических установок и идей.
Новые возможности взаимодействия естествознания и гуманитарных наук открылись с созданием теории самоорганизации систем различной природы – синергетики. Синергетика предлагает новые способы рассмотрения реальности. Синергетические подходы в условиях глобальных финансовых, экономических и социальных кризисов более эффективны при изучении явлений подобного рода. В этом отношении подходы синергетики схожи некоторым образом с новым видением мира средствами изобразительного искусства, которое присуще, например, импрессионистам (Ренуар, Ван Гог, Гоген и др.) или модернистам.
Противоестественно разделять абсолютно естественнонаучное и гуманитарное знание, сочетание которых, позволяет создать комплексное мироощущение, расширяющее познавательные возможности человека и способствующее формированию целостной картины жизни человека в единстве с природой.
Таким образом, мы видим не только отличие, но единство естествознания и гуманитаристики. Человек, усвоивший единые для науки тенденции, способен проводить параллели и аналогии между гуманитарным и естественнонаучным знанием. А. Эйнштейн ввел представления об относительности пространства и времени при описании явлений природы, но сегодня во всех гуманитарных областях широко используется понятие относительности в модифицированной форме. С другой стороны большинство естествоиспытателей глубоко рассматривают проблемы этики и морали, ответственности ученых за результаты научных исследований. Можно заключить, что данные культурные области дополняют друг друга и развиваются в тесной зависимости.
Естествознание опирается на экспериментальные данные, имеющие независимость от моральных и политических ограничений. Но рационализация человеческой жизнедеятельности предстает как объективная цель общества. Подтверждением этому является теория идеального общества, своими корнями уходящая в эпоху античности.
Фундаментальное единство метода позволяет говорить о правомерности использования в гуманитарном знании рациональных подходов. Потенциальные возможности здесь не ограничены, но систематизация гуманитарных знаний чрезвычайно сложная проблема современности. Можно считать, что на данном этапе развития гуманитарные науки не достигли той степени теоретической зрелости, когда можно использовать в качестве элемента их языка технологии естествознания. Чем сложнее процессы, изучаемые наукой, тем труднее абстрагироваться от конкретных свойств и особенностей процессов, от субъективных факторов в гуманитарном познании, что приводит к низкой прогнозируемости результатов и сложности установления закономерностей.
Истина, скрытая в произведениях искусства, направлена на понимание мира глазами познающего его человека, обладающего индивидуальностью. Наука занимается поиском объективных законов природы, которые не зависят от особенностей личности ученого. Однако объективность науки может колебаться под влиянием способов поиска истины, т.е. методологии научного исследования. Каждый ученый имеет собственный стиль и подход к исследованию проблем. Здесь индивидуальность проявляется также как и индивидуальность художника. Процесс понимания в гуманитарной методологии основан на интерпретации фактов, событий и процессов. Сущность интерпретации в гуманитарной деятельности состоит в раскрытии целей, мотивов и смысла поступков и поведения людей и их общностей.
Обобщая рассуждения о различии и общности естественнонаучного и гуманитарного подходов в науке, необходимо отметить возникающее понимание существования объективных границ познания, связанных с человеческим фактором. Взаимодополняемость естествознания и гуманитаристики приобретает роль катализатора развития современного научного знания. Современный взгляд на проблему «двух культур» заключается в возможности интеграции естествознания и гуманитаристики на основе антропного принципа, который выражается в том, что вся деятельность человечества построена на системе интересов общества и личности.
За всю историю существования европейской культуры наука прошла четыре стадии эволюции, постепенно приобретая современные формы. Донаучная стадия охватывает период античной натурфилософии, естествоиспытательство Средних веков и эпохи Возрождения. Вторая стадия – это стадия развития классической науки в ХV11-X1X веках, которая связана с именами философов Галилее, Декарта, ньютона, Бэкона, Канта, Лапласа. Третья эпоха – это эпоха кризиса «картезианско-ньютоновской» парадигмы мышления или ньютоновско-лапласовского детерминизма с конца X1X до конца XX века и развития неклассичекой физики в работах Планка, Эйнштейна, Бора, Гейзенберга, Шредингера, Луи де Бройля и других ученых. Конец XX века связан с возникновением новой эволюционной синергетической парадигмы мышления на основе достижений постнеклассической науки.
Взаимоотношения науки с другими отраслями культуры на протяжении ее истории были противоречивыми. В XV1 веке науке удается постепенно преодолеть влияния других отраслей культуры и занять ведущее место в общечеловеческой культуре. Эта победа в основном обусловлена ролью естествознания в жизни общества как аккумулятора фундаментального научного знания. В середине XX века произошла масштабная научно-техническая революция (НТР), под которой понимают перестройку технологического базиса и способов производства, а также отношений человека к процессу производства. НТР – это коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития всех сторон жизни общества.
Наука продолжает развиваться по экспоненте. Растет число научных отраслей и число ученых. Для сравнения в 1900 г. в мире было около 100 тысяч ученых, а сегодня эта цифра приближается к 5-ти миллионам человек. Процесс дифференциации научного знания привел к выделению в самостоятельные отрасли знаний более 15 тысяч наук.
Наука изучает окружающий мир и процесс его эволюции, в тоже время она сама является продуктом эволюции человеческой культуры. Система наук, содержащая огромный объем знаний, который обновляется в современных условиях с периодом 10-15 лет, сама в процессе эволюции превратилась в самостоятельный мир знаний и содержания образования.
В современной философии существуют два взгляда на науку и ее роль в жизни человека. Немецкий ученый К.Ясперс (1883–1969) считал, что наука – это продукт человеческой деятельности. М.Хайдеггер (1889-1976 гг.) под наукой понимал продукт бытия, а человека рассматривал как средство его получения. Наука не только приносит непосредственную пользу общественному производству и человеческому благосостоянию, но развивает человеческий потенциал на основе формирования научного мышления. Наука, таким образом, становится важным достоянием личности и общества (К.Ясперс).
Все это приводило в определенные исторические периоды к преувеличению роли науки по отношению к другим элементам культуры. В обществе возникло определенное философское направление под названием «сциентизм», которое абсолютизировало науку. Для сциентизма характерна позиция признания вершиной знаний точных наук, что приводило к пренебрежительному отношению и даже отрицанию достижений в социально-гуманитарном знании. Эта научная идеология полагала, что наука решает все проблемы человека и общества. Именно сциентизм привел к появлению идеи «двух культур», описанной Ч.Сноу. В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная сфера духовной культуры, которая должна поглотить ее нерациональные области. В противоположность этим идеям в конце XX века возникает антисциентизм, заявляющий о противопоставлении науки человеческой природе и ее скором исчезновении. Антисциентизм опирается на положение об ограниченности средств научного решения проблем человеческого общества и отрицательном влиянии науки и ее открытий на развитие культуры и человека.
- Основы современного естествознания введение
- Раздел 1. Тематический план дисциплины
- Раздел 2.
- Краткий курс лекций
- Лекция 1.
- Естествознание в мировой культуре
- 1. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».
- 2. Естествознание в системе форм общественного сознания.
- 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
- 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
- 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Лекция 2. Особенности физического описания реальности Современные представления о движении, пространстве и времени.
- 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, материальная точка, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
- 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей)
- 3. Единицы физических величин
- Лекция 3. Современные представления о движении, пространстве и времени
- 1. Движение и его виды. Относительность движения
- 2. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира (законы сохранения энергии, импульса и момента импульса)
- 3. Пространство и время как основные свойства материи
- Лекция 4. Понятие теплоты и термодинамический способ описания действительности
- 1. Термодинамические системы и их макроскопические храктеристики
- 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
- 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
- 4. Неравновесные системы и их характеристики
- Реакция Белоусова-Жаботинского
- 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
- Лекция 5. Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона, опыты по дифракции электронов и фотонов).
- 2. Современные представления о строении атома (волновые свойства атомов и молекул; лазерное излучение)
- 3. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
- 4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии. Ядерные взаимодействия. Атомная и термоядерная энергетика
- 5. Квантовая инженерия в наномире
- Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент
- 1. Современные ускорители
- 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
- 3. Виды взаимодействий элементарных частиц
- 4. Теория кварков
- Лекция 7. Элементы современной космологии (физическая Вселенная)
- 1. Космические объекты и методы их исследования
- 2. Солнечная система в мире галактик
- 3. Модель Большого взрыва
- 4. Звезды и их эволюция
- 5. Земля в свете антропного принципа
- Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
- Географическая оболочка Земли
- Лекция 8. Система современного химического знания
- 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).
- 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение)
- 3. Классификация химических веществ
- § 2. Теория строения органических соединений
- § 3. Классификация органических соединений
- § 4. Высокомолекулярные соединения (полимеры)
- 4. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
- Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация
- 1. Растворы и их особенности
- 2. Химическая идентификация
- 3. Химические процессы (реакции)
- 4. Химия экстремальных состояний
- Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- 1. Масштабы современного химического производства
- 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
- Металлы и их коррозия
- 3. Химические процессы и материалы (традиционные материалы - дерево, стекло, керамика; применение металлов и сплавов, силикатных материалов, полимеров, биологически активных веществ)
- 6.11. Традиционные материалы с новыми свойствами
- Синтетические материалы.
- 4. Материалы для создания носителей информации. Химия и нанотехнологии
- 5. Химико-энергетические процессы в природе и технике (альтернативные виды топлива, «зеленая химия»)
- Аккумуляторы для сотовых телефонов. Эффект памяти
- А теперь подведем итоги.
- Лекция 11. Роль химии в современном обществе
- 1. Экологические и социальные аспекты химии
- 2. Проблема переработки вторичных ресурсов
- 3. Химия и окружающая среда
- 4. Защита биосферы от химических загрязнений
- 5. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации
- Лекция 12. Особенности современного биологического знания и его эволюция
- 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
- 2. Фундаментальные и частные биологические теории
- 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
- 4. Генетическая революция в биологии
- 5. Синергетическая теория эволюции (глобальная эволюция)
- 6. Этические проблемы современной биологии
- Лекция 13. Современные концепции происхождения и сущности жизни
- 1. Феномен жизни и его исследование
- 2. Отличительные особенности живой и неживой материи
- 3. Основные концепции происхождения жизни
- 5. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
- Лекция 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный (популяционно-видовой), популяционно-биоценотический (биогеоценотический)
- 2. Биосферный уровень организации живой материи
- 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
- 4. Материальные основы появления жизни на Земле
- Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
- 5. Возникновение и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
- 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
- 3. Культура как фактор регуляции (агрессии) человека
- 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
- 5. Биологические предпосылки возникновения социальности человека. Роль социальных факторов в становлении человека
- 4. Перспективы исследования космобиосоциальной сущности человека в современной биологии
- Биокатализ
- Генные технологии
- 8 8. Проблемы клонирования
- 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
- 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы Глава 11 гармония трудовой деятельности людей и природы
- 11.1. Обновление энергосистем
- 11.2. Промышленность, автотранспорт и окружающая среда
- 11.3. Города и природа
- 11.4. Решение проблем утилизации
- 11.5. Перспективные материалы, технологии и окружающая среда
- 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
- Лекция 17. Социальное измерение современного естествознания
- 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
- 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
- 3. Наука и сми
- 5.4. Экологические проблемы сегодня
- 4. Естествознание как основа современных технологий
- 5. Проблема моделирования социокультурных явлений
- Раздел 3.
- Семинар 2 . Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания
- Семинар 4. Концепции термодинамики
- Семинар 5 . Квантовые представления о строении вещества и физическая Вселенная
- Семинар 6 . Элементарные частицы и физический эксперимент
- Семинар 7 . Элементы современной космологии (физическая вселенная)
- Раздел 2. Химия в контексте устойчивого развития общества Семинар 8. Система современного химического знания
- Семинар 9 . Растворы. Химическая идентификация
- Семинар 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты
- Семинар 11. Роль химии в современном обществе
- Раздел 3. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания Семинар 12 . Особенности современного биологического знания и его эволюции
- Семинар 13 . Современные концепции происхождения и сущности жизни
- Семинар 14. Концепция структурных уровней организации живой материи
- Семинар 15. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
- Семинар 16 . Социальный аспект биологического познания
- Заключение. Социальное измерение современного естествознания Семинар 17. Перспективы развития естествознания и гуманитарных наук в 21 веке
- 3.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
- 3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине