Зрительный анализатор
? Экзаменационные вопросы по теме занятия
1. Анализаторы. Их структура и физиологическое значение. Общие свойства анализаторов. Функции анализаторов, их характеристика, закономерности функционирования периферической части анализатора, значение проводниковой части анализатора, роль центральной части анализатора.
2. Зрительный анализатор. Строение и функции оптической системы глаза, аккомодация, аномалии рефракции. Зрачковый рефлекс. Сетчатка глаза, ее функции, рецепторный аппарат. Молекулярные основы фоторецепции и ее сопряжение с электрогенезом элементов сетчатки. Теории цветного зрения. Роль проводниковой и центральной частей зрительного анализатора.
Материалы для самостоятельной подготовки
Основная литература:
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 2 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, Ю.В. Наточин и др./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001. – Глава 14, п/раздел 14.1.1-14.2.1. – С. 201-230.
Дополнительная литература:
Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – С. 430-458.
Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 117-122, 147-166.
Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Высш. шк., 1987. – С. 298-365.
Киселев В.И. Интегративная функция мозга. Учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 100-122.
Киселев В.И. Общая и частная физиология: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – Глава 4, раздел 3. – С. 312-319.
Основы оценки функций организма человека / Киселев В.И., Шахматов И.И., Шарапова П.Х. и др. // учебное пособие под ред. В.И. Киселёва. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 388-389.
Шарапова П.Х., Лобанов Ю.Ф., Шахматов И.И., Киселев В.И. Физиологические особенности детей разного возраста: учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2008. – С. 107-109.
Конспекты лекций «Общие свойства анализаторов», «Частная физиология зрительного анализатора».
Практические работы
Внимание! Экзаменационный навык
Работа 1. Определение остроты зрения
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 388-389.
Работа 2. Определение границ поля зрения (периметрия)
Учебно-исследовательская цель: Определить поле зрения правого и левого глаза отдельно для различных цветов.
Ход работы. Для работы необходимы: периметр Форстера, белые и цветные кружки и стандартные бланки с нормальными полями зрения. Периметр Форстера представляет собой подвижно укрепленный в штативе металлический полукруг, имеющий шкалу в угловых градусах. Полукруг может быть установлен в любой плоскости по отношению к исследуемому глазу.
В середине полукруга находится белая точка, на которой испытуемый должен фиксировать свой взгляд. Штатив прибора служит для фиксации головы испытуемого в процессе определения поля зрения. Испытуемый садится спиной к свету так, чтобы внутренняя поверхность полукруга была хорошо освещена. Штатив для подбородка закрепляют таким образом, чтобы его верхняя точка находилась на уровне нижнего края глазницы. Величину поля зрения определяют для каждого глаза отдельно, закрывая при этом другой глаз. Полукруг периметра устанавливают в горизонтальном положении, испытуемый при этом должен смотреть точно на белый кружок в центре дуги. Экспериментатор медленно передвигает белый кружок от периферии к центру и отмечает точку периметра, на уровне которой испытуемый впервые увидел объект. Местоположение точки справа и слева отмечают на стандартном бланке или в круге, нарисованном в тетради. Линии, проведенные от глаза через эти точки и зрительная ось фиксации зрения на центральной точке периметра, характеризуют наружную и внутреннюю границы поля зрения. Затем дугу периметра устанавливают вертикально и соответственно находят верхнюю и нижнюю границы поля зрения испытуемого. Поворачивая дугу на 15, 30, 60 и 90 градусов, аналогично изменяют другие границы поля зрения. Чем больше меридианов поля зрения будет определено, тем точнее данные. Также определяют поле зрения, заменив белый кружок цветным: красным, синим, зеленым, желтым.
Результаты. Точки, определенные исследователем для различных по цвету объектов, наносятся на стандартные бланки и соединяются линиями соответствующего цвета. Полученное поле зрения сравнивается с нормальным, нанесенным на бланке.
Вывод. Объяснить, почему поле черно-белого зрения больше, чем цветного. Обратить внимание на значение анатомических особенностей лица человека для величины поля зрения.
Работа 3. Исследование цветоощущения
Учебно-исследовательская цель: Исследовать цветовое зрение испытуемого и диагностировать наличие или отсутствие различных форм и степеней цветовой патологии.
Ход работы. Набор предъявляемых таблиц содержит две группы – основную (табл. 1-27) предназначенную для дифференциальной диагностики форм и степеней расстройства цветового зрения, и контрольную (табл. 28-48) – для уточнения диагноза.
Исследуемого усаживают спиной к окну или источнику света и предлагают держать голову прямо, не двигая и не поворачивая ее в разные стороны. Таблицы располагают в строго вертикальной плоскости на уровне глаз испытуемого на расстоянии 0,5-1 м от него. Время демонстрации одной таблицы не должно превышать 5 секунд. Не рекомендуется класть таблицы на стол или держать их в наклонной плоскости.
Ответы исследуемого заносят в специальную карточку для регистрации данных исследования цветоощущения. Если испытуемый прочел таблицу правильно, ставят (+); если таблица прочитана с трудом, неуверенно, ставят (?); если неправильно (-).
Результаты: Сопоставляя ответы исследуемого с данными, приведенными в таблице для диагностики нарушений цветоощущения, устанавливают наличие или отсутствие различных форм и степеней цветовой патологии.
Работа 4. Оценка состояния цветового зрения
Расстройства цветового зрения наблюдаются в виде: а) слепоты на красный цвет – протанопии, б) слепоты на зеленый цвет – дейтеранопии, в) слепоты на синий и фиолетовый цвет – тританопии. Последний вид слепоты встречается сравнительно редко. Помимо полной слепоты на эти цвета встречаются люди, у которых хотя и не исчезло совсем, но нарушено различение каких-либо цветов (протаномалия, дейтераномалия и тританомалия).
Способность к анализу цветов определяют при помощи полихроматических таблиц Е. В. Рабкина, набора мотков шерсти различных цветов и других окрашенных предметов.
Ход работы.
1 вариант: Исследуют цветовое зрение при помощи полихроматических таблиц Е. В. Рабкина. Атлас полихроматических таблиц Е. В. Рабкина представляет собой 20 специальных цветных таблиц.
В этих таблицах на фоне пятен одного цвета имеются пятна другого цвета, составляющие цифру или букву, хорошо различимую людьми с нормальным цветовым зрением. При нарушениях цветоразличения человек не в состоянии отличить цвет пятен цифр от цвета пятен, составляющих фон, и не замечает цифры или буквы.
2 вариант: Исследуемому предлагают подобрать из нескольких десятков мотков шерсти самых различных цветов, оттенков и насыщенности подходящие по цвету к трем образцам – бледно-зеленому, розовому и красному. Эта проба является немой – ни исследователь, ни исследуемый цветов не называют.
3 вариант: Исследуемый должен молча рассортировать несколько цветных шариков, пользуясь для этого ящиком с 4 отделениями, снабженными этикетками «красный», «желтый», «зеленый», «голубой».
Работа 5. Оценка реакции зрачков на свет
Ход работы. Исследуемый становится лицом к дневному свету. Исследователь замечает ширину его зрачков. В норме она одинакова для обоих глаз. Затем один глаз закрывают рукой и прослеживают изменение ширины зрачка открытого глаза, – зрачок расширяется. Открыв закрытый глаз, замечают, как происходит сужение обоих расширенных зрачков (содружественная зрачковая реакция). При закрывании обоих глаз на 30 сек. зрачки расширяются сильнее, чем при закрывании одного.
Далее, исследуемому предлагается сначала смотреть вдаль, затем фиксировать взором какой-нибудь предмет (карандаш, палец), удаленный приблизительно на 15 см. Происходит конвергенция обоих глаз, при которой зрачки суживаются (аккомодационная зрачковая реакция).
Зрачковую реакцию можно наблюдать и на самом себе. Для этого смотрят одним глазом через отверстие (1 – 0,5 мм в диаметре) в черной бумаге, поднесенной вплотную к глазу, другой глаз при этом открыт. Затем второй глаз прикрывают рукой и спустя некоторое время открывают снова.
При открывании второго глаза зрачки суживаются, светлый кружок, видимый в отверстие черного экрана, уменьшается в размерах. При закрывании второго глаза, наоборот, зрачки расширяются, и светлый кружок в течение некоторого времени увеличивается. Следует заметить по секундомеру время, в течение которого диаметр светлого кружка будет увеличиваться (при закрывании второго глаза) или уменьшаться (при его открывании).
К глазам подносят печатный текст на такое близкое расстояние (ближе пункта ясного видения), чтобы он был неразличим. Затем между глазом и текстом помещается кусок картона с проделанным в нем маленьким отверстием (диаметр 0,7 – 1 мм). С помощью этой диафрагмы, пропускающей в глаз только центральные лучи, текст прочитывается без труда. Таким образом искусственный зрачок (маленькое отверстие в экране), пропуская только центральные лучи, обеспечивает более ясное изображение на сетчатке.
Пакет заданий
1. Что такое орган чувств?
2. Перечислите органы чувств.
3. Дайте определение анализатора по И.П. Павлову.
4. Из каких отделов состоит анализатор?
5. Чем представлен периферический отдел любого анализатора?
6. Что такое рецептор?
7. Перечислите функции рецепторов.
8. Дайте классификацию рецепторов.
9. Что такое генераторный и рецепторный потенциал?
10. Механизм возникновения возбуждения в первично-чувствительных рецепторах.
11. Механизм возникновения возбуждения во вторично-чувствительных рецепторах.
12. Опишите общие свойства рецепторов (спонтанная активность, адаптация, закон Вебера-Фехнера).
13. Чем представлен проводниковый отдел любого анализатора?
14. Перечислите функции проводникового отдела анализатора.
15. Чем представлен корковый отдел анализатора?
16. Какие функции присущи корковому отделу анализатора?
17. Опишите общие принципы строения анализаторов.
18. Чем представлен периферический отдел зрительного анализатора?
19. Что входит в оптическую систему глаза и каково ее назначение?
20. Какую роль играет в рефракции света зрачок и зрачковый рефлекс?
21. Опишите механизм аккомодации.
22. Перечислите функции пигментного слоя сетчатки.
23. Перечислите виды фоторецепторов.
24. Какие функции выполняют палочки и колбочки?
25. Опишите фотохимические процессы, протекающие в сетчатке глаза. Роль родопсина и йодопсина.
26. Каков механизм генерации рецепторного потенциала в палочках и колбочках?
27. Назовите места наибольшего скопления фоторецепторов на сетчатке глаза и их отсутствия.
28. Теории цветовосприятия.
29. Чем представлен проводниковый отдел зрительного анализатора?
30. Где располагается корковый отдел зрительного анализатора?
31. Перечислите аномалии рефракции глаза.
32. Что такое близорукость? Чем она обусловлена?
33. Что такое дальнозоркость? Чем она обусловлена?
34. Что такое астигматизм? Чем он обусловлен?
35. Что означает термин «дальтонизм»?
Решение ситуационных задач
(они представлены в отдельном Сборнике).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации