«Физиология сердечно-сосудистой системы»
К итоговому занятию допускаются студенты, не имеющие задолженностей по занятиям текущего раздела. Итоговое занятие включает в себя три этапа:
- ответы на вопросы тестового контроля;
- выполнение экзаменационного вербального навыка – формирование заключения о физиологических свойствах сердечной мышцы по электрокардиограмме;
- письменный или устный ответ (по усмотрению преподавателя) на один из экзаменационных вопросов данного раздела.
Баллы, полученные при ответе на вопросы тестового контроля и в ходе сдачи вербального экзаменационного навыка, а также баллы за ответ на теоретический вопрос формируют баллы рубежного рейтинга по данному итоговому занятию.
? Экзаменационные вопросы
1. Физиологические свойства сердечной мышцы. Возбудимость сердечной мышцы, ее характеристика. Потенциал действия кардиомиоцитов. Особенности возбудимости сердечной мышцы. Современные представления о субстрате, природе и градиенте автоматии сердца. Проводимость сердечной мышцы, ее особенности. Реакция сердечной мышцы на дополнительные раздражения. Экстрасистолы: желудочковая, предсердная.
2. Сердце, его гемодинамические функции. Сократимость сердечной мышцы, ее характеристика, особенности. Механизм сокращения сердечной мышцы. Фазы сердечного цикла. Изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла.
3. Оценка нагнетательной (насосной) функции сердца. Систолический (ударный) объем крови, конечно-систолический объем желудочков сердца, конечно-диастолический объем желудочков сердца, фракция выброса, факторы их определяющие, характеристика и функциональное значение. Эходопплеркардиография, ее функциональные возможности.
4. Механические проявления сердечной деятельности. Артериальный и венный пульс, их происхождение, основные характеристики. Сфигмография, флебография, их функциональные возможности. Динамокардиография, баллистокардиография, их происхождение, основные характеристики.
5. Звуковые проявления сердечной деятельности. Происхождение тонов сердца, их характеристика. Фонокардиография, ее функциональные возможности.
6. Электрические проявления сердечной деятельности. Физиологические основы электрокардиографии. Оценка автоматии, возбудимости и проводимости сердечной мышцы по ЭКГ. Холтеровское (суточное) мониторирование ЭКГ.
7. Функциональная классификация кровеносных сосудов. Основные характеристики движения крови по большому и малому кругу кровообращения (кровяное давление, объемная и линейная скорости кровотока, ламинарность потока).
8. Системная гемодинамика, факторы ее определяющие. Основные законы гидродинамики и использование их для объяснения движения крови по сосудам. Характеристика основных показателей гемодинамики (системное АД, ОПС, сердечный выброс, венозный возврат, ЦВД, ОЦК).
9. Методы оценки основных показателей гемодинамики (АД, сердечный выброс, ОЦК), их функциональные возможности.
10. Кровяное давление. Артериальное давление. Факторы, обусловливающие величину артериального давления. Влияние УО, ОПС и ОЦК на АД. Виды артериального давления. Артериальное давление в различных артериальных сосудах. Венозное давление, факторы его определяющие. Центральное венозное давление. Венозное давление в различных венозных сосудах.
11. Микроциркуляция. Функциональная классификация капилляров, их характеристика. Капиллярный кровоток, его особенности. Механизм обмена жидкости и различных веществ между кровью и тканями.
12. Особенности гемодинамики в различных сосудистых регионах. Легочное кровообращение, коронарное кровообращение, мозговое кровообращение, их характеристика и особенности.
13. Особенности гемодинамики в различных сосудистых регионах. Почечный кровоток, печеночный кровоток, кровоток в скелетных мышцах, их характеристика и особенности. Особенности кровотока в нижних конечностях.
14. Лимфатическая система, ее функции. Лимфообразование, его механизм. Факторы, обеспечивающие движение лимфы по лимфатическим сосудам. Регуляция лимфообразования и лимфотока.
15. Сосудистый тонус, его виды. Базальный тонус, его характеристика, местная гуморальная регуляция базального тонуса. Неврогенный тонус. Механизм изменения тонуса гладкой мышцы. Сосудодвигательный центр, его эфферентные влияния. Роль БАВ в дистантной регуляции сосудистого тонуса.
16. Регуляция системной гемодинамики. Система мониторирования АД и ОЦК. Рефлексогенные зоны, их характеристика. Система гомеостатирования АД, закономерности функционирования. Объем циркулирующей крови (ОЦК), факторы его определяющие. Система гомеостатирования ОЦК, закономерности функционирования.
17. Регуляция работы сердца. Саморегуляция сердечной деятельности. Законы саморегуляции. Нервная регуляция деятельности сердца. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Кардиальные рефлексы.
Повторите алгоритм заключения о физиологических свойствах сердечной мышцы по электрокардиограмме.
Для подготовки к занятию мы рекомендуем Вам использовать знания, полученные в ходе изучения раздела, а также материалы лекций и учебника.
Если у Вас появилось желание более углубленно изучить тот или иной вопрос раздела или подготовить сообщение (реферат) по одной из тем, Вашему вниманию предоставляется список дополнительной литературы по разделу «Физиология сердечно-ссосудистой системы» (см. «Перечень литературы по нормальной физиологии» данных «Методических рекомендаций…»).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации