Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
? Экзаменационные вопросы по теме занятия
1. Гомеостатические функции почек, их характеристика и значение. Выделительная функция кожи, легких, желудочно-кишеч ного тракта.
2. Выделительная функция почек. Механизмы образования первичной мочи, факторы ее определяющие. Основные характеристики процесса клубочковой фильтрации.
3. Выделительная функция почек. Образование конечной (вторичной) мочи. Характеристика процессов канальцевой реабсорбции различных групп веществ, механизмы канальцевой реабсорбции, их регуляция. Поворотно-множительная система, ее значение в процессе образования конечной мочи. Процессы секреции, механизм секреции. Основные показатели выделительной функции почек, их клинико-физиологическая оценка.
4. Регуляция функции почек. Значение почек в регуляции АД. Нервная регуляция функции почек. Гуморальная регуляция функции почек.
5. Водный баланс организма, факторы поддержания водного баланса, регуляция водного баланса. Водные пространства, их характеристика.
Материалы для самостоятельной подготовки
Основная литература:
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 2 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, Ю.В. Наточин и др./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001. – Глава 12, С. 141-181.
Дополнительная литература:
Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – С. 403-429.
Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 614-647.
Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Высш. шк., 1987. – С. 131-156.
Киселев В.И. Физиология висцеральных систем (Физиология дыхания. Физиология пищеварения. Энергетический обмен, тепловой обмен, терморегуляция. Физиология выделения): учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – С. 156-180.
Киселев В.И. Общая и частная физиология: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – Глава 4, раздел 3, С. 290-311.
Основы оценки функций организма человека / Киселев В.И., Шахматов И.И., Шарапова П.Х. и др. // учебное пособие под ред. В.И. Киселёва. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 347-380.
Шарапова П.Х., Лобанов Ю.Ф., Шахматов И.И., Киселев В.И. Физиологические особенности детей разного возраста: учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2008. – С. 86-104.
Конспекты лекциий «Обмен веществ. Тепловой обмен. Терморегуляция», «Энергообмен. Методы оценки энергозатрат».
Практические работы
Внимание! Экзаменационный навык
Р а б о т а 1. Заключение о выделительной функции почек.
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 347-351.
Кроме этого, в видеоматериале по данной теме представлены:
операция наложения фистулы на мочевой пузырь;
изучение влияния антидиуретического гормона (АДГ) на величину диуреза.
Пакет заданий
1. Какие органы относятся к органам выделения?
2. Какие вещества удаляются из организма при помощи легких?
3. Какие вещества удаляются из организма при помощи кожи? Какова роль потовых, сальных и молочных желез?
4. Какие вещества удаляются при помощи желудочно-кишечного тракта? Какова роль слюнных, желудочно-кишечных желёз, печени и поджелудочной железы?
5. Какой системе организма принадлежит ведущая роль в осуществлении выделительной функции?
6. Опишите общее строение мочевыделительной системы.
7. Опишите макроскопическое строение почки.
8. Какие структурные компоненты входят в понятие «нефрон»?
9. Как устроена капсула Шумлянского-Боумена?
10. Что такое мальпигиев клубочек?
11. Как устроен контакт между капиллярами клубочка и капсулой?
12. На какие отделы делятся почечные канальцы и в каких слоях почки они расположены?
13. Какими клетками выстланы почечные канальцы?
14. Перечислите функции почек.
15. Какие компоненты входят в ренин-ангиотензиновую систему (РАС)? Назовите места их выработки в организме.
16. Какую физиологическую роль играет в организме ренин-ангиотензиновая система?
17. Какова роль ренина?
18. Назовите точки приложения ангиотензина-II в организме.
19. Из каких фаз складывается процесс образования мочи?
20. Опишите, как осуществляется фильтрационная фаза.
21. Чему равно фильтрационное давление в почечных клубочках у человека? Чем оно обусловлено?
22. Назовите факторы, способствующие и препятствующие фильтрации.
23. Какие вещества могут фильтроваться в клубочках?
24. Перечислите факторы, препятствующие фильтрации белков.
25. Какие физиологические процессы осуществляются в почечных канальцах?
26. Что такое «вторичная» (конечная) моча? Охарактеризуйте ее состав.
27. Укажите процент воды, подвергающейся реабсорбции в почечных канальцах.
28. Какие вещества не подвергаются реабсорбции?
29. Что такое «порог выведения»?
30. Что такое «беспороговые вещества»? Какие именно вещества относятся к этой группе?
31. Что такое «канальцевая секреция»? Какие вещества секретируются в почках?
32. Опишите механизм функционирования противоточно-множительной системы.
33. Объясните механизм болевой анурии.
34. Объясните механизм действия антидиуретического гормона (вазопрессина).
35. Назовите причины несахарного мочеизнурения.
36. Каков механизм антидиуретического действия альдостерона?
37. Назовите значение рН мочи и ее удельный вес.
38. Назовите допустимое содержание эритроцитов и лейкоцитов в моче.
39. Охарактеризуйте “водные пространства” организма.
40. Как формируется водный баланс организма?
41. За счет каких факторов поддерживается водный баланс?
Решение ситуационных задач
(они представлены в отдельном Сборнике).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации