План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
№ | Тема лекции |
| Физиология как наука о функциях организма здорового человека. Уровни морфофункциональной организации человеческого организма |
| Основные механизмы деятельности клеток. Физиология деятельности клеточных мембран. Рецепторы и каналы мембраны. Трансмембранный транспорт |
| Характеристика возбудимых тканей. Биоэлектрические явления в клетке и тканях |
| Раздражимость и возбудимость клетки и ткани. Меры возбудимости |
| Действие постоянного тока на ткани
|
| Нейрон. Свойства нейронов. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам
|
| Свойства синапсов. Парабиоз
|
| Физиологические свойства мышц
|
| Общие принципы регуляции функций
|
| Регуляция жизнедеятельности организма. Регуляция физиологических функций
|
| Нервная регуляция функций. Общие принципы функционирования центральной нервной системы |
| Физиология вегетативной нервной системы
|
| Гуморально-гормональная регуляция
|
| Частная эндокринология. Гипоталамо-гипофизарная система |
| Частная эндокринология. Щитовидная и паращитовидная железы |
| Частная эндокринология. Поджелудочная железа, надпочечники |
| Частная эндокринология. Половые железы. Физиология репродуктивной функции |
| Частная эндокринология. Эндокринная функция неэндокринных органов |
| Стресс и общий адаптационный синдром
|
| Общие свойства крови
|
| Лейкоциты. Иммунитет
|
| Эритроциты. Гемоглобин
|
| Группы крови. Система АВ0. Резус-фактор
|
| Свойства тромбоцитов. Гемостаз, его виды. Гемокоагуляция |
| Противосвертывающая и фибринолитическая системы крови |
| Физиологические свойства сердечной мышцы
|
| Сердечный цикл. Регуляция деятельности сердца
|
| Внешние проявления сердечной деятельности. Электрокардиография
|
| Внешние проявления сердечной деятельности (механические, звуковые)
|
| Сосудистый тонус
|
| Функциональная характеристика системы кровообращения |
| Системная гемодинамика. Регуляция системной гемодинамики |
| Гемодинамика. Артериальное давление
|
| Микроциркуляция. Особенности кровообращения в различных органах |
| Кровообращение и особенности гемодинамики в различных сосудистых регионах |
| Внешнее дыхание. Биомеханика дыхания
|
| Газообмен
|
| Регуляция дыхания
|
| Физиология пищеварения. Методы изучения функций пищеварительного тракта. Функции пищеварительного тракта |
| Секреторная функция желудочно-кишечного тракта
|
| Моторная и всасывательная функции желудочно-кишечного тракта |
| Экскреторная функция желудочно-кишечного тракта. Регуляция пищеварения |
| Обмен веществ. Тепловой обмен. Терморегуляция
|
| Энергообмен. Методы оценки энергозатрат
|
| Водно-солевой обмен
|
| Физиология выделения. Физиология почек
|
| Частная физиология ЦНС. Спинной, средний и задний мозг
|
| Частная физиология ЦНС. Мозжечок, промежуточный мозг |
| Частная физиология ЦНС. Передний мозг. Лимбическая система. Базальные ганглии |
| Частная физиология ЦНС. Передний мозг. Кора больших полушарий. Содружественная деятельность и функциональная асимметрия КБП |
| Общие свойства анализаторов
|
| Частная физиология зрительного анализатора
|
| Частная физиология слухового анализатора
|
| Частная физиология анализаторов (вестибулярный, тактильный, вкусовой и температурный анализаторы)
|
| Физиология восприятия боли. Ноцицепция и антиноцицепция |
| Врожденные и приобретенные формы поведения. Безусловные рефлексы, инстинкты |
| Условные рефлексы. Динамический стереотип
|
| I и II сигнальные системы. Типы ВНД
|
| Корковое торможение
|
| Эмоции. Мотивации. Память
|
| Сон и бодрствование
|
| Функциональная система поведенческого акта
|
| Возрастная физиология
|
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации