Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
? Экзаменационные вопросы по теме занятия
1. Вегетативная нервная система. Морфо-функциональная характеристика и особенности функционирования вегетативной нервной системы по сравнению с соматической. Сравнительная морфо-функциональная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Вегетативные рефлексы, их классификация и характеристика.
2. Парасимпатическая нервная система, морфо-функциональная характеристика, влияние на функцию органов и систем организма. Холинэргические синапсы. Система образования и инактивации ацетилхолина. Понятие о М- и Н- холинорецепторах.
3. Симпатическая нервная система, морфо-функциональная характеристика, влияние на функцию органов и систем организма. Холинэргические синапсы в ганглиях. Адренэргические синапсы. Система образования и инактивации катехоламинов. Понятие об альфа- и бета-адренорецепторах.
Материалы для самостоятельной подготовки
Основная литература:
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 1 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, В.И. Кобрин и др. / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М. : Медицина, 2001. – Глава 4, раздел 4.3. – С. 206-241.
Дополнительная литература:
Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – С. 158-178.
Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 219-231.
Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / под ред. Н.А. Агаджаняна. – М. : Высш. шк., 1987. – С. 179-189, 323.
Киселев В.И. Физиология клетки. От сигнала до ответа: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 158-170.
Киселев В.И. Основы физиологической регуляции функций: учебное пособие. – Барнаул : Параграф, 2006. – С. 33-43.
Киселев В.И. Физиология синапсов: учебное пособие. – Барнаул : Параграф, 2006. – С. 35-46.
Киселев В.И. Физиология клеточных мембран: учебное пособие – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 156-168.
Киселев В.И. Общая и частная физиология: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – С. 69-72.
Основы оценки функций организма человека / Киселев В.И., Шахматов И.И., Шарапова П.Х. и др. // учебное пособие под ред. В.И. Киселёва. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 139.
Шарапова П.Х., Лобанов Ю.Ф., Шахматов И.И., Киселев В.И. Физиологические особенности детей разного возраста: учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2008. – С. 24-25.
Конспект лекции «Физиология вегетативной нервной системы».
Практические работы
Работа 1. Наблюдение рефлекса Данини-Ашнера
Ход работы: У пациента в положении лежа определяют частоту сердечных сокращений по пульсу, пальпируя лучевую артерию в области запястья. Затем захватывают его голову так, чтобы большие пальцы располагались параллельно лобной поверхности, и осторожно (чтобы не было неприятных ощущений и боли) в течение 20-30 с надавливают на латеральные отделы глазных яблок и одновременно определяют частоту пульса. Затем считают частоту пульса еще раз на протяжении 20 с после прекращения давления
Результаты:
Частота пульса до раздражения – …
Частота пульса во время раздражения – …
Частота пульса после прекращения давления – …
Интерпретация результатов: При надавливании на глазные яблоки у здоровых лиц сердечные сокращения замедляются на 6-12 ударов в минуту. Если число сокращений замедляется на 12-16, это расценивается как резкое повышение тонуса парасимпатического отдела ВНС. Отсутствие замедления и ускорение сердечных сокращений на 2-4 удара в минуту указывает на повышение возбудимости симпатического отдела ВНС.
Вывод: …
Работа 2. Наблюдение рефлекса Ортнера
Ход работы: У пациента определяют ЧСС и предлагают запрокинуть голову. Снова считают частоту сердечных сокращений.
Работа 3. Ортостатическая проба
Ход работы: Пациента укладывают на кушетку. Измеряют у него частоту пульса и величину артериального давления (Методика измерения артериального давления методом Короткова – см. «Основы оценки функций организма человека», с. 139). Затем пациенту предлагают встать и снова определяют у него частоту сердечных сокращений и измеряют артериальное давление. При переходе из горизонтального положения в вертикальное частота сердечных сокращений увеличивается на 12 ударов в минуту с повышением артериального давления на 20 мм рт. ст. При переходе больного в горизонтальное положение показатели пульса и давления возвращаются к исходным в течение 3 мин. Степень ускорения пульса при ортостатической пробе является показателем возбудимости симпатической части вегетативной нервной системы. Значительное замедление пульса указывает на повышение возбудимости парасимпатического отдела ВНС.
Работа 4. Дыхательная аритмия
Ход работы: У пациента определяют частоту сердечных сокращений по пульсу. Затем ему предлагают сделать медленный вдох и выдох. Определяют частоту сердечных сокращений на вдохе и выдохе. Работа является более демонстративной в случае определения частоты пульса по электрокардиограмме либо с использованием пульсотахометра.
Работа 5. Определение исходного вегетативного тонуса у человека по индексу Кердо
Ход работы: У пациента определяют частоту сердечных сокращений по пульсу в минуту и измеряют величину артериального давления. Затем рассчитывают вегетативный индекс:
Вегетативный индекс Кердо: ВИ= (1-D/P)*100, где D – величина диастолического давления, P – частота сердечных сокращений в минуту.
Результаты: При полном «вегетативном равновесии» (эутонии) ВИ=0. Если коэффициент положительный, то преобладают симпатические влияния, если коэффициент имеет знак минус, то повышен парасимпатический тонус.
Работа 6. Определение исходного вегетативного тонуса у человека по кардиоинтервалографии
Запись кардиоинтервалограмм следует проводить в том электро-кардиографическом отведении, в котором наиболее выражен зубец R (чаще это II-е стандартное отведение), при скорости движения ленты 50 мм/с. Обычно регистрируется 100 последовательных кардиоциклов (R – R). Однако в зависимости от целей исследования количество интервалов может быть увеличено до 800.
Регистрация проводится в положении лежа на спине после десятиминутного отдыха. Повторные записи КИГ (в динамике) рекомендуется проводить в одни и те же часы, при одинаковых условиях окружающей среды.
Основными показателями, имеющими определенный физиологический смысл, являются следующие: Мо (мода) – наиболее часто встречающееся значение длительности интервалов R – R, выраженное в сек., АМо (амплитуда моды) – число значений интервалов, равных Мо, в процентах к общему числу зарегистрированных кардиоциклов, DX (вариационный размах) – разница между максимальным и минимальным значением длительности зарегистрированных интервалов R – R в сек., ИН (индекс напряжения) в условных единицах. Последний рассчитывается по формуле:
АМо
ИН = ------------------
2 * Мо * DX
Мо характеризует гуморальный канал регуляции ритма сердца, АМо – активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, а DX – парасимпатического. ИН – суммарный показатель, наиболее полно отражающий степень напряжения регуляторных механизмов организма.
Обработка кардиоинтервалограмм «вручную» осуществляется следующим образом: с помощью обычной миллиметровой линейки измеряются расстояния между зубцами R – R в мм. Полученные данные записываются в 10 параллельных рядов. Каждый ряд составляет 10 цифр. Всего, как указывалось, рассчитывается 100 значений.
В качестве примера анализа кардиоинтервалограммы приводим расчет следующих показателей кардиоциклов "вручную":
26, 27, 24, 28, 29, 23, 26, 21, 23, 26,
21, 26, 28, 27, 30, 22, 24, 28, 26, 27,
26, 26, 24, 26, 26, 30, 23, 24, 25, 26,
25, 24, 29, 27, 26, 26, 27, 26, 24, 26,
23, 22, 27, 28, 25, 26, 25, 26, 22, 26,
26, 29, 30, 22, 21, 28, 27, 26, 26, 26,
26, 25, 28, 30, 21, 22, 24, 25, 27, 26,
28, 26, 26, 22, 24, 25, 24, 26, 27, 26,
29, 26, 24, 23, 26, 22, 26, 23, 25, 23,
26, 26, 26, 24, 25, 26, 27, 26, 22, 26.
Как видно из приведенных рядов значений интервалов R – R, наиболее часто встречающимся является число 26, следовательно, при скорости записи 50 мм/сек Мо составляет 0.52 сек (26/50 = 0.52). Значение 26 встречается 36 раз, т. е. АМо составляет 36%. Максимальный показатель интервала R – R равен 30, минимальный – 21, следовательно, DX составляет 0.18 сек. ((30-21)/50 = 0.18). ИН равен 192 усл. ед. (36/(0.52*2*0.18)=192).
Результаты: Исходный вегетативный тонус (ИВТ) оценивается следующим образом: эутония (сбалансированное состояние регуляторных систем ВНС) характеризуется ИН, равным 30-90 усл. ед.; ваготония – ИН меньше 30 усл. ед.; симпатикотония с умеренным преобладанием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы – ИН от 90 до 160 усл. ед.; гиперсимпатикотония – ИН более 160 усл. ед. (такие значения ИН могут свидетельствовать о перенапряжении регуляторных систем).
Пакет заданий
1. Дайте определение понятию «вегетативная нервная система».
2. Каковы различия в строении эфферентной части рефлекторной дуги парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы?
3. Поясните следующие особенности функционирования вегетативной нервной системы:
– автономность;
– трофическое действие на функции внутренних органов;
– длительный латентный период.
4. Нарисуйте схему эфферентных волокон симпатической, парасимпатической и соматической нервной системы. Укажите на этой схеме:
– медиаторы, выделяемые пресинаптической мембраной;
– рецепторы постсинаптической мембраны;
– чувствительность синапсов к ядам: мускарину, никотину, кураре.
5. На какие группы подразделяются вегетативные рефлексы? Приведите примеры.
6. Приведите примеры синергизма в функционировании вегетативной нервной системы.
7. Приведите примеры антагонизма в функционировании вегетативной нервной системы.
8. Регуляция каких вегетативных функций осуществляется на уровне спинного мозга?
9. Регуляция каких вегетативных функций осуществляется на уровне продолговатого и среднего мозга?
10. Регуляция каких вегетативных функций осуществляется ядрами гипоталамуса?
11. Опишите систему образования и инактивации ацетилхолина.
12. Опишите систему образования и инактивации катехоламинов.
13. Укажите места расположения М- и Н-холинорецепторов.
14. Укажите места расположения a- и b- адренорецепторов.
15. Каковы физиологические эффекты при раздражении a1, a2, b1 и b2-адренорецепторов?
16. Как изменяются физиологические функции сердца, желудка, слюнных желез, бронхов, сосудов:
– при активации симпатического отдела вегетативной нервной системы;
– при угнетении симпатического отдела вегетативной нервной системы;
– при активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы;
– при угнетении парасимпатического отдела вегетативной нервной системы?
17. Как классифицируются фармакологические средства, оказывающие влияние на проведение возбуждения в синапсе?
18. С помощью каких веществ осуществляются синтез и разрушение ацетилхолина и норадреналина?
19. Как подразделяются адренорецепторы постсинаптической мембраны и по какому принципу?
20. В каких железах симпатические синапсы используют в качестве нейромедиатора ацетилхолин?
21. Какие органы имеют только симпатическую иннервацию?
22. Препарат какой группы необходимо использовать для того, чтобы блокировать проведение одновременно в симпатическом и парасимпатическом отделах?
23. Препарат какой группы необходимо использовать для того, чтобы облегчить проведение одновременно в симпатическом и парасимпатическом отделах?
24. Препарат какой группы необходимо использовать, чтобы блокировать проведение возбуждения только в симпатическом отделе?
25. Препарат какой группы необходимо использовать, чтобы блокировать проведение возбуждения только в парасимпатическом отделе?
26. Препарат какой группы необходимо использовать, чтобы облегчить проведение возбуждения только в симпатическом отделе?
27. Препарат какой группы необходимо использовать, чтобы облегчить проведение возбуждения только в парасимпатическом отделе?
28. Задача. У больного приступ бронхиальной астмы (спазм гладкой мускулатуры бронхов). Какая группа фармакологических препаратов может быть использована для устранения бронхоспазма и почему?
29. Задача. У больного – гипертонический криз (повышение артериального давления). Препаратами какой фармакологической группы можно снизить артериальное давление:
если в основном повышены показатели СД?
если в основном повышены показатели ДД?
30. Задача. У больного – гастрит с повышенной секреторной активностью. Препаратами какой группы Вы нормализуете это состояние?
31. Задача. У больного – приступ стенокардии. Препаратами какой группы можно снять приступ?
Решение ситуационных задач
(они представлены в отдельном Сборнике)
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации