Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
? Экзаменационные вопросы по теме занятия
1. Виды моторики пищеварительного тракта. Механизм мышечных сокращений. Работа сфинктеров пищеварительного тракта. Регуляция движения пищевого комка по пищеварительному тракту.
2. Всасывание веществ в различных отделах пищеварительного тракта. Виды и механизмы всасывания веществ через биологические мембраны.
3. Принципы регуляции деятельности пищеварительной системы. Роль рефлекторных, гуморальных и местных механизмов регуляции.
Внимание! Поскольку экзаменационные вопросы по разделу «Пищеварение» составлены по органному принципу (на примере одного органа рассматриваются все функции пищеварения), обратите внимание на те пункты в расшифровке экзаменационных вопросов предыдущего занятия, которые касаются моторной, экскреторной и всасывательной функций, а также регуляторных механизмов пищеварения.
Материалы для самостоятельной подготовки
Основная литература:
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 2 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, Ю.В. Наточин и др./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001. – Глава 9, п/раздел 9.3.5-9.4.2. – С. 26-38; п/раздел 9.4.4. – С. 41-43; п/раздел 9.5.2-9.5.4. – С. 52-56; п/раздел 9.6.4-9.7.1. – С. 70-79; п/раздел 9.7.3-9.7.4.– С. 80-82; п/раздел 9.10.– С. 87-93.
Дополнительная литература:
Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – С. 329-334, 338-339, 340-344, 346-354, 355-357, 359-360, 362-364, 365-374.
Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 442-471.
Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Высш. шк., 1987. – С. 99-130.
Киселев В.И. Физиология висцеральных систем (Физиология дыхания. Физиология пищеварения. Энергетический обмен, тепловой обмен, терморегуляция. Физиология выделения): учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – С. 76-131.
Киселев В.И. Общая и частная физиология: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – Глава 4, раздел 3, С. 234-273.
Основы оценки функций организма человека / Киселев В.И., Шахматов И.И., Шарапова П.Х. и др. // учебное пособие под ред. В.И. Киселёва. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 304-305.
Шарапова П.Х., Лобанов Ю.Ф., Шахматов И.И., Киселев В.И. Физиологические особенности детей разного возраста: учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2008. – С. 79-83.
Конспекты лекций «Моторная и всасывательная функции желудочно-кишечного тракта», «Экскреторная функция желудочно-кишечного тракта. Регуляция пищеварения».
Практические работы
Работа 1. Электрогастрография
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 304-305.
Кроме этого, в видеоматериале к данному занятию Вашему вниманию предлагаются:
наблюдение маятникообразных движений, ритмической сегментации и перистальтики кишечника кролика;
наблюдение автоматических сокращений на изолированных отрезках кишечника в чашках Петри;
запись сокращений изолированного отрезка кишки на кимографе (опыт Магнуса) в норме и при добавлении ацетилхолина и адреналина.
Пакет заданий
1. Назовите виды моторики желудочно-кишечного тракта. Каково функциональное значение каждого вида?
2. В каких отделах желудочно-кишечного тракта встречаются произвольные и непроизвольные виды моторики?
3. Перечислите виды моторики ротовой полости, укажите особенности.
4. От чего зависит время нахождения пищевых масс в ротовой полости?
5. Опишите механизмы жевания.
6. Укажите виды моторики пищевода.
7. Перечислите и охарактеризуйте виды моторики желудка.
8. Раскройте механизм пилорического запирательного рефлекса.
9. Опишите механизм поступления желчи в двенадцатиперстную кишку.
10. Укажите виды моторики тонкой кишки.
11. Опишите механизм илеоцекального запирательного рефлекса.
12. Укажите особенности моторики толстой кишки.
13. Опишите механизм акта дефекации.
14. Что такое всасывание веществ? Виды всасывания.
15. Каким требованиям должны отвечать всасываемые вещества?
16. Какие вещества всасываются в ротовой полости и почему?
17. Опишите всасывание в желудке.
18. Какова роль тонкого кишечника в процессе всасывания?
19. Опишите механизм пристеночного пищеварения и всасывания веществ.
20. Охарактеризуйте особенности всасывания веществ в толстой кишке.
21. Какова экскреция веществ в различных отделах ЖКТ?
22. Укажите виды регуляции пищеварения.
23. В чем суть безусловно-рефлекторной регуляции? Приведите примеры.
24. В чем суть условно-рефлекторной регуляции? Приведите примеры.
25. В чем суть гуморальной регуляции? Приведите примеры.
26. Назовите виды регуляции слюноотделения и опишите их механизмы.
27. Назовите виды регуляции и фазы отделения желудочного сока.
28. Опишите виды регуляции поджелудочной железы.
29. Опишите виды регуляции тонкой кишки.
30. Опишите регуляцию желчевыделения.
31. Каково влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на процессы пищеварения?
32. Перечислите гастроинтестинальные гормоны (их классификация и влияние на функции ЖКТ).
33. Что относится к экзогенным и эндогенным регуляторам моторики и секреции ЖКТ?
Решение ситуационных задач
(они представлены в отдельном Сборнике).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации