Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
? Экзаменационные вопросы по теме занятия
1. Газообмен в легких и тканях, факторы его определяющие. Газовый состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Парциальное давление газов (О2, СО2) в альвеолярном воздухе, напряжение газов в крови и тканевой жидкости. Основные показатели газообмена, их оценка.
2. Транспорт газов кровью. Транспорт О2 кровью, закономерности образования и диссоциации оксигемоглобина. Кривая диссоциации оксигемоглобина, ее характеристика. Транспорт СО2 кровью, закономерности образования и диссоциации транспортных форм СО2. Оценка транспортной функции крови.
3. Регуляция дыхания. Уровни регуляции. Механизмы организации дыхательного акта. Дыхательный центр. Его структура и локализация. Роль различных частей дыхательного центра в организации дыхательного акта.
4. Механизмы перестройки внешнего дыхания в соответствии с потребностями организма. Другие механизмы регуляции дыхания. Регуляция просвета дыхательных путей. Механизм первого вдоха новорожденного.
Материалы для самостоятельной подготовки
Основная литература:
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 1 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, В.И. Кобрин и др. / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001. – Глава 8, раздел 8.5-8.9. – С. 415-442.
Дополнительная литература:
Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – С. 297-323.
Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 586-613.
Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Высш. шк., 1987. – С. 85-98.
Киселев В.И. Физиология висцеральных систем (Физиология дыхания. Физиология пищеварения. Энергетический обмен, тепловой обмен, терморегуляция. Физиология выделения): учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – С. 22-46.
Киселев В.И. Общая и частная физиология: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – Глава 4, раздел 3, С. 201-215.
Основы оценки функций организма человека / Киселев В.И., Шахматов И.И., Шарапова П.Х. и др. // учебное пособие под ред. В.И. Киселёва. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 252-256.
Шарапова П.Х., Лобанов Ю.Ф., Шахматов И.И., Киселев В.И. Физиологические особенности детей разного возраста: учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2008. – С. 64-79.
Конспекты лекций «Газообмен», «Регуляция дыхания».
Практические работы
Работа 1. Проба Штанге и Генчи
(исследование особенностей устойчивости организма к смешанной гиперкапнии и гипоксии)
Функциональные пробы на задержку дыхания – функциональная нагрузка с задержкой дыхания после вдоха (проба Штанге) или после выдоха (проба Генчи), измеряется время задержки в секундах. Проба Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к смешанной гиперкапнии и гипоксии, отражающую общее состояние кислородобеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, а проба Генчи – на фоне глубоко выдоха. Используются для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека.
Оборудование: секундомер, зажим для носа.
Проба Штанге. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят задержать дыхание на глубоком вдохе на максимально возможное для него время.
После проведения первой пробы необходим отдых 2-3 минуты.
Проба Генчи. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят глубоко выдохнуть и задержать дыхание на максимально возможное для него время.
Оценка результатов тестирования проводится на основании таблиц. Хорошие и отличные оценки соответствуют высоким функциональным резервам системы кислородобеспечения человека.
Таблица
Оценка общего состояния обследуемого по параметру пробы Штанге
и Генчи (усреднённые данные для взрослых пациентов)
Оценка | Проба Штанге, с | Проба Генчи, с | ||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
Отлично | 50 и выше | 40 и выше | 40 и выше | 30 и выше |
Хорошо | 40-49 | 30-39 | 30-39 | 20-29 |
Удовлетворительно | 30-39 | 20-29 | 20-29 | 15-19 |
Неудовлетворительно | 29 и ниже | 19 и ниже | 19 и ниже | 14 и ниже |
Работа 2. Расчет парциального давления газов (задача)
Учебно-исследовательская цель: теоретически рассчитывается влияние атмосферного давления и процентного содержания газа на величину парциального давления.
Ход работы. Расчет производится по формуле:
Работа 3. Регистрация и анализ оксиспирограммы (см. также «Основы оценки функций организма человека», С. 252-254).
Учебно-исследовательская цель: оценить эффективность внешнего дыхания по коэффициенту использования кислорода (КИК) в состоянии покоя и при физической нагрузке. Косвенно оценивается интенсивность энергетического обмена.
Оксиспирография – метод регистрации потребления О2 и показателей внешнего дыхания (ДО, ЧД, МОД) при помощи спирографа, к которому подсоединяется баллон с кислородом и адсорбер (емкость с натронной известью) для поглощения выделяемого СО2.
Регистрация. Прибор включают в сеть (нажимая кнопку «сеть» прибора), затем нажатием кнопки «кислород» заполняют емкость оксиспирографа кислородом. Скорость протяжки ленты устанавливают на 50 мм/мин и осуществляют запись дыхания. Масштаб по вертикали для разных модификаций оксиспирографов составляет 0,2 или 0,4 л О2 в 1 см.
А н а л и з. Дыхание из оксиспирографа сопровождается потреблением из него кислорода, которым заполнена емкость прибора. По уменьшению емкости оксиспирографа можно определить количество потребленного О2. Эффективность дыхания (как в покое, так и при физической нагрузке) характеризуется коэффициентом использования кислорода (КИК), который показывает количество О2 (в мл), потребленного из 1 л вдыхаемого воздуха. При этом по оксиспирограмме определяют:
ДО, ЧД (в покое);
ДО1, ЧД1 (при физической нагрузке).
Определение МОД и МВЛ производится по схеме, подробно описанной в работе 3 предыдущего занятия.
Потребление кислорода в единицу времени (ПО2) рассчитывают за 1 минуту. Для этого берут участок оксиспирограммы длиной 5 см (что при скорости лентопротяжного механизма 50 мм/мин соответствует 1 минуте) и измеряют, насколько снизилось содержание О2 в дыхательном контуре за этот промежуток времени (по высоте подъема кривой).
Расчет:
а) Количество ПО2 выражают в литрах и определяют по формуле:
ПО2 = А х 0,4 (0,2),
где А – потребление О2, измеренное по величине подъема кривой оксиспирограммы (см) за 1 минуту; 0,4 или 0,2 – масштаб оксиспирограммы (1 см кривой по вертикали соответствует 0,4 или 0,2 л потребленного О2).
б) КИК – количество кислорода (в мл), полученного из 1 л вдыхаемого воздуха:
В норме КИК = 40 (допустимое отклонение ±10 %).
Пример заключения:
«Спокойное дыхание»: ПО2 = 610 мл, ДО = 0,6 л, ЧД = 16/мин, МОД = 9 л, КИК = 67 (выше нормы);
«Форсированное дыхание»: ПО2 = 1100 мл, ДО1 = 1,36 л, ЧД = 25/мин, МОД = 34 л, КИК = 32 (ниже нормы).
Работа 4. Оценка газообмена методом Дугласа-Холдена
(задача)
Учебно-исследовательская цель: вычислить объем потребленного кислорода, выделенного углекислого газа и КИК.
Ход работы. По условиям задачи известно процентное содержание газов в выдыхаемом воздухе и объем воздуха, который выдохнул пациент за определенное время. Определяют, какое количество воздуха (л) выдохнул пациент за 1 мин. При этом находят МОД (л).
Зная процентное содержание О2 во вдыхаемом воздухе (21%), находят ПО2 (мл) за 1 минуту.
Зная МОД (л) и ПО2 (мл) за 1 минуту, вычисляют КИК по приведенной формуле и сравнивают его с нормой (40±10%):
Работа 5. Оксигемометрия и оксигемография
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 254-256.
Пакет заданий
1. Дайте определение понятию «парциальное давление газа». Приведите показатели парциального давления О2 и СО2, выдыхаемом в атмосферном, выдыхаемом и альвеолярном воздухе.
2. Дайте понятие «напряжения газа». Приведите показатели напряжения О2 и СО2 в артериальной, венозной крови, тканях.
3. Какой процесс лежит в основе газообмена?
4. Что такое “диффузионная способность легких”? Какова она для О2 и СО2? Как изменяется с возрастом?
5. Как изменяется напряжение газов в артериальной, венозной крови и тканях при гипервентиляции?
6. Возможно ли существование человеческого организма, если напряжение О2 в артериальной крови составляет 70 мм рт. ст.? Ответ обоснуйте.
7. Перечислите основные формы транспорта О2 кровью.
8. Перечислите основные формы транспорта СО2 кровью. Раскройте роль карбоангидразы эритроцитов.
9. В каких случаях необходимо учитывать процесс физического растворения газов в крови?
10. Дайте понятие кривой диссоциации оксигемоглобина. Изобразите ее графически. Охарактеризуйте отдельные ее элементы.
11. Перечислите механизмы адаптации человека к условиям высокогорья.
12. От каких факторов зависит кислородная емкость крови? Чему она в норме равняется?
13. Изменится ли кривая диссоциация оксигемоглобина при изменении рН крови, температуры тела, содержания СО2 крови?
14. Как изменение напряжения СО2 в крови скажется на показателях дыхания (ЧД, ДО, ЖЕЛ, скорость диффузии О2 в легких)? С чем это связано?
15. Дайте определение коэффициенту использования кислорода (КИК) и коэффициенту утилизации кислорода (КУК).
16. Будут ли изменяться, напряжение О2 и СО2 в крови при пневмотораксе?
17. Как будут изменяться, напряжение О2 и СО2 в крови при железодефицитной анемии?
18. Дайте понятие дыхательного центра. Опишите его структуру.
19. Дайте понятие автоматии собственно дыхательного центра продолговатого мозга и раскройте ее физиологическую роль.
20. Объясните механизм смены дыхательных фаз. Какие факторы играют роль в переключении вдоха на выдох?
21. Что такое саморегуляция дыхания? Объясните рефлекс Геринга-Брейера.
22. Какова роль периферических хеморецепторов в регуляции дыхания?
23. Как регулируется дыхание во время осуществления поведенческих реакций (роль лимбической системы)? Что такое принцип регуляции дыхания по возмущению?
24. Как регулируется дыхание при изменении гомеостаза (роль гипоталамуса)? Что такое принцип регуляции дыхания по рассогласованию?
25. Опишите влияние коры больших полушарий на процесс дыхания при изменяющихся условиях среды обитания.
26. Что такое гуморальная регуляция дыхания?
27. Назовите механизмы перестройки внешнего дыхания в соответствии с потребностями организма (роль раздражения хемо-, механо- и барорецепторов).
28. Опишите механизмы регуляции тонуса сосудов и бронхиол.
29. Раскройте роль СО2 в механизме первого вдоха новорожденного ребенка.
Решение ситуационных задач
(они представлены в отдельном Сборнике).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации