logo
МР леч мед-проф пед 05

IV. Примеры общих анализов крови

Пациент А. Гематокрит – 45 %, эритроциты – 4,5х1012/л, гемоглобин – 150 г/л, цветовой показатель – 1,0, СОЭ – 10 мм/час, ОРЭ (в % NaCl): min – 0,46, max – 0,32, ретикулоциты – 0,5 %, лейкоциты – 6,0 х109/л, лейкоцитарная формула:

Б Э ММ П С Л М

1 3 1 2 55 32 6

Заключение. Гематокрит в норме. Количество эритроцитов в норме. Нормохромемия. Нормохромия. СОЭ в норме. ОРЭ в норме. Количество ретикулоцитов в норме. Количество лейкоцитов в норме. Лейкоциторная формула в норме. Показатели системы крови в пределах физиологической нормы.

Пациентка Б. Гематокрит – 60 %, эритроциты – 6,0х1012/л, гемоглобин – 190 г/л, цветовой показатель – 1,3, СОЭ – 1 мм/час, ОРЭ (в % NaCl): min – 0,49, max – 0,40, ретикулоциты – 10 %, лейкоциты – 11,0х109/л, лейкоцитарная формула:

Б Э ММ П С Л М

1 7 5 10 50 22 5

Заключение. Гематокрит повышен, эритроцитоз, гиперхромемия, гиперхромия, снижение СОЭ, снижение осмотической резистентности эритроцитов, ретикулоцитоз, лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, относительная эозинофилия.

Пациент В. Гематокрит – 35 %, эритроциты – 3,5х1012/л, гемоглобин – 110 г/л, цветовой показатель – 0,7, СОЭ – 18 мм/час, ОРЭ (в % NaCl): min – 0,47, max – 0,32, ретикулоциты – 0,2 %, лейкоциты – 3,0х109/л, лейкоцитарная формула:

Б Э ММ П С Л М

1 3 0 0 50 30 16

Заключение. Гематокрит снижен, эритропения, гипохромемия, гипохромия (гипохромная анемия), увеличение скорости оседания эритроцитов, лейкопения со сдвигом лейкоцитарной формулы вправо, относительный миноцитоз.

Пакет заданий

1. Дайте определение понятиям «агглютинины» и «агглютиногены».

2. Перечислите агглютинины и агглютиногены системы АВ0.

3. Что такое реакция агглютинации? Объясните ее механизм.

4. Сколько групп крови выделяют по системе АВ0, что лежит в основе данного деления?

5. Где в крови находятся агглютиногены и агглютинины? Какое значение это имеет при переливании крови?

7. Дайте определение понятию «резус-фактор».

8. Что такое резус-фактор: агглютиноген или агглютинин? Где он содержится?

9. Какие исследования необходимо провести перед переливанием крови?

10. Что такое индивидуальная совместимость? Как она определяется?

11. Что такое биологическая совместимость? Как она определяется?

12. Что такое гемотрансфузионный шок? Объясните механизм его возникновения.

13. Почему рекомендуется переливать кровь только одноименной группы?

14. Изобразите схему допустимых сочетаний групп крови при переливании, дайте пояснения.

15. Можно ли при отсутствии одноименной группы крови в исключительных случаях переливать донорскую кровь другой группы? Если да, то почему и в каком объеме?

16. Почему при совпадении группы крови по системе АВ0 и резус-фактора у донора и реципиента обязательно проводятся пробы на индивидуальную и биологическую совместимость?

17. Какие системы групп крови, кроме АВ0, Вы знаете?

18. Объясните принципы наследования групп крови.

19. Перечислите основные причины, приводящие к резус-конфликту.

20. Почему реакция «антиген-антитело» происходит при повторном переливании резус-несовместимой крови?

21. В каких случаях возникает резус-конфликт «мать-плод»?

22. Объясните механизм возникновения резус-конфликта «мать–плод». Можно ли избежать этого явления?

23. Может ли развиться резус-конфликт между резус-отрицательным Rh (–) плодом и резус-отрицательной Rh (–) матерью?

24. Какие агглютинины проникают через плацентарный барьер?

25. Что произойдет при переливании крови от Rh (+) донора Rh (–) реципиенту:

– при первом переливании?

– при повторном переливании?

26. Почему вероятность возникновения резус-конфликта между Rh (–) матерью резко возрастает при второй беременности Rh (+) плодом?

27. Можно ли переливать кровь Rh (–) донора Rh (+) реципиенту?

28. Задача. Что произойдет, если реципиенту со II группой крови перелить 400 мл крови III группы?

29. Задача. Что произойдет, если реципиенту с III группой крови перелить 600 мл крови I группы?

30. Задача. Что произойдет, если реципиенту с IV группой крови перелить 300 мл крови II группы?

31. Задача. Что произойдет, если реципиенту с IV группой крови перелить 400 мл крови I группы?

32. Задача. У Rh (–) женщины вторая беременность, плод – Rh (+). Каков Ваш прогноз, если первая беременность была Rh (+) плодом и протекала с осложнениями?

33. Задача. Врач перед переливанием определил совместимость крови по системе АВ0 и резус-принадлежности, однако во время переливания крови развился гемотрансфузионной шок. В чем ошибки врача?

34. Задача. Можно ли перелить 1 л крови I группы реципиенту с IV группой? Ответ обоснуйте.

1. да;

2. только по жизненным показаниям при отсутствии одногруппной крови;

3. нет.

35. Задача. Может ли наблюдаться трансфузионный шок, связанный с резус-несовместимостью, при переливании крови от резус-отрицательного донора резус-положительному рецепиенту? Ответ обоснуйте.

1. нет;

2. да, при переливании больших количеств крови;

3. да, если реципиент – женщина с несколькими беременностями в анамнезе;

4. да, если донор – женщина с несколькими беременностями в анамнезе.

36. Может ли наблюдаться трансфузионный шок, связанный с резус-несовместимостью, при переливании эритроцитарной массы от резус-отрицательного донора резус-положительному реципиенту? Ответ обоснуйте.

1. нет;

2. да, при переливании больших количеств эритроцитарной массы;

3. да, если реципиент – женщина с несколькими беременностями в анамнезе;

4. да, если донор – женщина с несколькими беременностями в анамнезе.

Решение ситуационных задач

(они представлены в отдельном Сборнике).