Желаем Вам отличного ответа на зачете!
Раздел II
Регуляция физиологических функций
Занятие 7 (2.1)
Общие принципы регуляции.
Рефлекторная деятельность ЦНС.
Особенности распространения возбуждения
и торможения в ЦНС
? Экзаменационные вопросы по теме занятия
1. Физиологическая регуляция функций, ее задачи и значение для жизнедеятельности. Регуляторные системы, их элементы. Основные механизмы регуляции функций, их характеристика. Уровни регуляции, виды регуляторных влияний. Типы регуляций. Основные правила регуляции.
2. Системные регуляторные реакции и процессы. Стресс, его фазы, физиологическое значение. Срочная адаптация, долговременная адаптация, механизмы формирования, физиологическое значение.
3. Функциональные системы, их характеристика и физиологическое значение в регуляции и саморегуляции функций. Периферические и центральные составляющие функциональной системы, их характеристика. Основные элементы центральной архитектоники функциональной системы, их взаимодействие.
4. Рефлекторная регуляция (Р. Декарт, Г. Прохазка), ее характеристика, место и роль в регуляции функций. Принципы рефлекторной теории (И.П. Павлов). Рефлекторная дуга, функциональная характеристика ее отделов. Центральная часть рефлекторной дуги. Понятие о нервных центрах. Локальные и иерархические нервные сети. Свойства нервных центров.
5. Рефлексы, виды рефлексов. Безусловные рефлексы, их классификация и характеристика. Инстинкты. Понятие об условных рефлексах.
6. Многообразие синапсов в ЦНС. Характеристика медиаторов и синаптических рецепторов в ЦНС, ферменты инактивации медиаторов. Возбуждающие синапсы. Возбуждающий постсинаптический потенциал (ВПСП).
7. Торможение в ЦНС (И.М. Сеченов). Современная классификация, клеточные механизмы центрального торможения. Тормозящие синапсы и их медиаторы. Тормозной постсинаптический потенциал (ТПСП). Виды центрального торможения в нервных сетях. Принципы координации (упорядочения) рефлекторной деятельности.
Материалы для самостоятельной подготовки
Основная литература:
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 1 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, В.И. Кобрин и др. / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М : Медицина, 2001. – Глава 1, раздел 1.4. – С. 17-21; глава 3. – С. 98-108;; глава 3, раздел 3.3. – С. 104-108; глава 4, раздел 4.1. – С. 109-133.
Дополнительная литература:
Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – С. 88-111.
Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 67-68, 79-93, 117-128.
Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / под ред. Н.А. Агаджаняна. – М. : Высш. шк., 1987. – С. 236-246.
Киселев В.И. Ключ к пониманию физиологии: учебное пособие. – Барнаул : Параграф, 2006. – С. 20-45.
Киселев В.И. Физиология клетки. От сигнала до ответа: учебное пособие. – Барнаул : Параграф, 2006. – С. 191-227.
Киселев В.И. Основы физиологической регуляции функций: учебное пособие. – Барнаул : Параграф, 2006. – С. 5-32.
Киселев В.И. Физиология синапсов: учебное пособие. – Барнаул : Параграф, 2006. – С. 1-60.
Киселев В.И. Физиология клеточных мембран: учебное пособие – Барнаул : Параграф, 2006. – С. 156-188.
Киселев В.И. Интегративная функция мозга : учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 51-99, 212-223.
Киселев В.И. Общая и частная физиология: учебное пособие. – Барнаул : Параграф, 2007. – С. 60-69, 93-98, 360-364.
Шарапова П.Х., Лобанов Ю.Ф., Шахматов И.И., Киселев В.И. Физиологические особенности детей разного возраста: учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Барнаул : Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2008. – С. 6-8, 11-18, 22-24, 118.
Конспекты лекций «Общие принципы регуляции функций», «Регуляция жизнедеятельности организма. Регуляция физиологических функций», «Нервная регуляция функций. Общие принципы функционирования центральной нервной системы».
Практические работы
Работа 1. Центральное торможение спинномозговых рефлексов (опыт Сеченова)
Ход работы: Обнажают у лягушки головной мозг. Для этого завернутую в салфетку лягушку держат в левой руке и делают Т-образный разрез кожи на голове. Срезают все кожные лоскуты и оголяют черепную коробку. Острую браншу маленьких ножниц вводят в полость черепа и делают поперечный разрез черепной коробки, скользя ножницами по внутренней поверхности черепа, чтобы не повредить мозг. После этого разрезают кость по бокам черепа и удаляют черепную коробку. Найдя в головном мозге область зрительных бугров (четверохолмие), острым скальпелем проводят над ним поперечный разрез и вычерпывают ткань мозга выше разреза. Подвешивают лягушку за нижнюю челюсть на штативе и определяют время рефлекса по методу Тюрка. Через 2-3 минуты, предварительно осушив поверхность мозга фильтровальной бумагой, помещают кристаллик поваренной соли на зрительные бугры. Непосредственно после этого определяют время рефлекса по Тюрку. Кристаллик соли удаляют, а мозг тщательно отмывают физиологическим раствором. Через 5 минут вновь определяют время рефлекса по Тюрку и сравнивают с предыдущими показателями.
Работа 2. Взаимное торможение спинномозговых рефлексов
Ход работы: Опыт проводится на препарате «спинальная лягушка». Одна лапка погружается в 2% раствор серной кислоты. Отмечают момент погружения лапки и ее отдергивания, то есть определяют время рефлекса по методу Тюрка. Через 4-5 минут снова погружают эту лапку в кислоту, а другую зажимают пинцетом. Наблюдают за отдергиванием лапки. Измеряют время рефлекса и сравнивают его с предыдущими показателями. Эксперимент повторяют 3 раза.
Работа 3. Значение отдельных частей рефлекторной дуги
Ход работы: Готовят спинальную лягушку. Подвешивают ее за нижнюю челюсть на штативе. Раздражают голень задней лапки фильтровальной бумагой, смоченной 0,5% раствором серной кислоты, и получают сгибательный рефлекс. Затем в области бедра проводят круговой разрез кожи и снимают ее с лапки. Вновь раздражают голень этой лапки кислотой и наблюдают отсутствие рефлекса.
Разрезают кожу бедра другой задней лапки той же лягушки и, отыскав седалищный нерв, отпрепаровывают его на протяжении 1,5-2,0 см. Подводят под нерв нитку, но не завязывают ее. Вызывают рефлекс сгибания пощипыванием пальцев лягушки пинцетом. Затем подтягивают нерв за нитку и кладут под него ватку, смоченную новокаином (чтобы вызвать блокаду проведения возбуждения в чувствительных нервных волокнах). Через каждую минуту проверяют наличие рефлекса. Отмечают время, когда на раздражение пальцев лапка лягушки перестанет отвечать сокращением. Сразу вслед за этим раздражают кожу выше уровня блокады нерва и убеждаются в наличии рефлекторного сгибания.
Убедившись в наличии рефлекса у спинальной лягушки, разрушают у нее спинной мозг (в спинномозговой канал вводят препаровальную иглу). Наблюдают исчезновение всех рефлексов.
Работа 4. Суммация возбуждения
Ход работы: Готовят препарат «спинальная лягушка». Закрепляют лягушку на штативе за нижнюю челюсть. Накладывают бумажки, смоченные соляной кислотой, на различные рецепторные поля кожного покрова лягушки. Постепенно произойдет концентрация или пространственная суммация раздражителей, что позволит в конечном счете наблюдать это в виде рефлекса (лягушка будет пытаться сбросить бумажки).
Работа 5. Иррадиация возбуждения
Ход работы: Лапку отпрепарированной спинальной лягушки обматывают проволокой и подают раздражитель в виде тока подпороговой силы. Ответной реакции не наблюдается. При увеличении силы тока до сверхпорогового уровня отмечается реакция всей двигательной системы лягушки, что указывает на существование и проявление иррадиации.
Работа 6. Оценка основных проприоцептивных рефлексов
Рефлексы позволяют судить о состоянии различных отделов нервной системы. При исследовании рефлексов определяются их характер, равномерность, асимметрия, при повышении их отмечается рефлексогенная зона. При описании рефлексов применяют следующие градации: 1) живые рефлексы; 2) гипорефлексия; 3) гиперрефлексия (с расширенной рефлексогенной зоной); 4) арефлексия (отсутствие рефлексов). Рефлексы могут быть глубокими, или проприоцептивными (сухожильные, надкостничные, суставные), и поверхностными (кожные, со слизистых оболочек).
Сухожильные и надкостничные рефлексы возникают при перкуссии молоточком по сухожилию или надкостнице – ответ проявляется двигательной реакцией соответствующих мышц. Для получения сухожильного и надкостничного рефлексов на верхних и нижних конечностях необходимо вызывать их в соответствующем положении, благоприятном для рефлекторной реакции (отсутствие напряжения мышц, среднее физиологическое положение).
Рефлекс сухожилия сгибателя верхней конечности (локтевой рефлекс). Левой рукой поддерживайте предплечье обследуемого в полусогнутом положении, под углом около 120°, без напряжения, подставив ладонь своей руки под его локоть. Нанесите удар молоточком по сухожилию двуглавой мышцы. Пронаблюдайте сгибание руки в локтевом суставе.
Рефлекс сухожилия разгибателя верхней конечности. Станьте сбоку обследуемого, отведите пассивно его плечо кнаружи до горизонтального уровня, поддерживая его левой рукой у локтевого сгиба так, чтобы предплечье свисало под прямым углом. Нанесите удар молоточком у самого локтевого сгиба. Пронаблюдайте разгибание предплечья.
Коленный рефлекс. Обследуемый должен сесть на стул и положить ногу на ногу. Нанесите удар молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы ниже коленной чашечки. Пронаблюдайте разгибание ноги.
Ахиллов рефлекс. Обследуемый должен стать коленями на стул так, чтобы ступни ног свободно свисали. Нанесите удар молоточком по ахиллову сухожилию. Пронаблюдайте подошвенное сгибание стопы в результате сокращения икроножных мышц.
Работа 7. Хронорефлексометрия
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 387-388.
Пакет заданий
1. Перечислите задачи, стоящие перед регуляцией физиологических функций.
2. Дайте понятие регуляторным системам.
3. Перечислите элементы регуляторных систем.
4. Охарактеризуйте основные механизмы регуляции функций.
5. Перечислите уровни нейрогуморальной регуляции.
6. Раскройте принцип положительной (отрицательной) обратной связи.
7. Какие процессы лежат в основе местной регуляции функций (региональной, межорганной, на уровне целостного организма)?
8. Из каких отделов состоит нервная система?
9. Перечислите основные правила регуляции.
10. Дайте определение стресса по Г. Селье.
11. Перечислите и охарактеризуйте фазы и стадии стресса.
12. Каков механизм формирования срочной адаптации?
13. Каков механизм формирования долговременной адаптации?
14. Дайте определение «функциональной системе».
15. Охарактеризуйте периферические и центральные составляющие функциональной системы.
16. Раскройте роль функциональных систем в саморегуляции организма.
17. Перечислите стадии формирования функциональной системы.
18. Перечислите основные отделы ЦНС.
19. Чем представлена периферическая нервная система?
20. Что является структурно-функциональной единицей ЦНС?
21. В чем функциональное значение различных отростков нейрона?
22. Как подразделяются нейроны в зависимости от количества отростков?
23. Как классифицируются нейроны в зависимости от выполняемой функции?
24. Какие нейроны мы называем вставочными, и где они в основном располагаются?
25. Дайте определение рецепторам. Каковы функции рецепторов?
26. Как классифицируются рецепторы?
27. Что такое рефлекс?
28. Какие главные черты характерны для рефлекторного принципа по Павлову?
29. Что означает детерминизм рефлекса?
30. Опишите такие черты рефлекторного принципа, как анализ и синтез. Где протекают эти процессы?
31. Раскройте принцип структурности.
32. Опишите, что представляет собой рефлекторная дуга.
33. Из каких отделов состоит 3-нейронная рефлекторная дуга?
34. Какова функция афферентной части рефлекторной дуги?
35. Какова функция центральной части рефлекторной дуги?
36. Какова функция эфферентной части рефлекторной дуги?
37. Перечислите виды рефлексов.
38. Что такое безусловные рефлексы?
39. Дайте классификацию безусловных рефлексов.
40. Что такое инстинкт?
41. Что такое условные рефлексы?
42. Что такое нервный центр?
43. Перечислите основные свойства нервных центров.
44. Что такое доминанта? Каковы ее свойства?
45. Дайте определение понятию локальных и иерархических нервных сетей.
46. Дайте классификацию синапсов в ЦНС.
47. Перечислите нейромедиаторы и синаптические рецепторы ЦНС.
48. Назовите ферменты, инактивирующие нейромедиаторы.
49. Опишите центральное торможение и его виды.
50. Что такое первичное центральное торможение?
51. Что такое вторичное центральное торможение?
52. Опишите механизм первичного пресинаптического торможения.
53. Опишите механизм первичного постсинаптического торможения.
54. Что такое возбуждающий постсинаптический потенциал (ВПСП)?
55. Что такое тормозной постсинаптический потенциал (ТПСП)?
56. Назовите тормозящие синапсы и их нейромедиаторы.
57. Какие виды центрального торможения в нервных сетях Вам известны?
58. Перечислите принципы координации (упорядочения) рефлекторной деятельности.
Решение ситуационных задач
(они представлены в отдельном Сборнике)
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации