Желаем Вам отличного ответа на зачете!
Раздел IV
Физиология сердечно-сосудистой системы
Занятие 16 (4.1)
Физиологические свойства сердечной мышцы
? Экзаменационный вопрос по теме занятия
1. Физиологические свойства сердечной мышцы. Возбудимость сердечной мышцы, ее характеристика. Потенциал действия кардиомиоцитов. Особенности возбудимости сердечной мышцы. Современные представления о субстрате, природе и градиенте автоматии сердца. Проводимость сердечной мышцы, ее особенности. Реакция сердечной мышцы на дополнительные раздражения. Экстрасистолы: желудочковая, предсердная.
Материалы для самостоятельной подготовки
Основная литература:
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 1 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, В.И. Кобрин и др. / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001. – Глава 7, п/раздел 7.1.1. – С. 326-332.
Дополнительная литература:
Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – С. 239-250.
Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 472-490.
Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / под ред. Н.А. Агаджаняна. – М : Высш. шк., 1987. – С. 38-39, 43-45, 52-53.
Киселев В.И. Основы физиологии кровообращения: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 5-34, 42-56.
Киселев В.И. Общая и частная физиология: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – С. 149-155, 157-161.
Основы оценки функций организма человека / Киселев В.И., Шахматов И.И., Шарапова П.Х. и др. // учебное пособие под ред. В.И. Киселёва. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 136-138.
Шарапова П.Х., Лобанов Ю.Ф., Шахматов И.И., Киселев В.И. Физиологические особенности детей разного возраста: учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2008. – С. 58-64.
Конспект лекции «Физиологические свойства сердечной мышцы».
Практические работы
Работа 1. Наблюдение и графическая регистрация сокращений сердца лягушки (см. видеоматериал)
Учебно-исследовательская цель: наблюдение фаз сердечной деятельности и овладение методикой графической регистрации сокращений сердца лягушки.
Ход работы. Обездвиживают лягушку, разрушая у нее центральную нервную систему.
Кладут лягушку на препаровальную доску и послойно вскрывают грудобрюшную полость. Пинцетом приподнимают нижний край грудины и, опуская его на 1 см, ниже делают небольшой разрез брюшных мышц, не повреждая при этом брюшной вены. Через образовавшееся отверстие вводят браншу ножниц и отделяют грудину от сердца, перерезая с обеих сторон кости плечевого пояса. Откинув вверх мышечно-костный лоскут, отрезают его. Пинцетом осторожно приподнимают перикард и рассекают его в продольном направлении. Находят уздечку сердца и перерезают ее.
Рассматривают отделы сердца (венозный синус, предсердие, желудочки) и обращают внимание на последовательность их сокращений, на изменение формы сердца при систоле и диастоле.
Захватывают верхушку сердца серфином, который прикреплен к короткому плечу рычага Энгельмана. Для хорошей записи сокращений сердца необходимо, чтобы ниточка от серфина находилась в строго вертикальном положении, а писчик рычажка – в горизонтальном. Запись должна осуществляться по ходу движения барабана кимографа.
Приближают по касательной писчик рычажка Энгельмана к барабану кимографа, на который наклеена закопченная бумажная лента из глянцевой бумаги.
Приводят в движение барабан кимографа. Записывают кардиограмму при быстром и медленном вращении барабана.
Внимание: при оформлении отчета необходимо нарисовать схему установки и кардиограмму, на кардиограмме обозначить фазы сердечного цикла. Отметьте преимущества графической регистрации деятельности сердца по сравнению с визуальным наблюдением.
Результаты: …
Вывод: …
Работа 2. Анализ проводящей системы сердца методом наложения лигатур (опыт Станниуса, см. видеоматериал)
Ход работы. Обездвиживают лягушку и обнажают сердце (см. Работу 1).
Подсчитывают число сокращений сердца. Для наложения первой лигатуры нитку длиной 10-15 см подводят под верхнюю и нижнюю полую вены, запрокидывают сердце, находят границу венозного синуса на дорсальной стороне сердца (беловатая линия, отделяющая синус от предсердий). По этой линии накладывают лигатуру (первая лигатура Станниуса). При достаточно сильном затягивании нитки нарушается проведение возбуждения от синусового узла к предсердиям. Отмечают время от момента затягивания лигатуры до момента появления сокращения предсердий (то есть длительность преавтоматической паузы). После появления активности предсердий подсчитывают частоту сокращений каждого отдела сердца. Если после наложения первой лигатуры сокращения предсердий и желудочка не восстанавливаются самостоятельно, накладывают вторую лигатуру по атриовентрикулярной борозде, отделяющей предсердие от желудочков (вторая лигатура Станниуса). Эта лигатура, в отличие от первой, изолирующей, называется раздражающей, так как она, механически раздражая предсердно-желудочковый узел, при постепенном увеличении прижатия, ускоряет проявление его автоматии.
После наложения второй лигатуры вновь подсчитывают число сокращений работающих отделов сердца. Затем накладывают третью лигатуру, отделяя от всего сердца нижнюю треть желудочка (верхушку сердца), которая должна перестать сокращаться.
Результаты: …
Вывод: …
Работа 3. Роль синусового узла в автоматии сердца (опыт Гаскелла, см. видеоматериал)
Учебно-исследовательская цель: доказать ведущую роль синусового узла в автоматии сердца.
Ход работы. Обездвиживают лягушку путем удаления головного и разрушением спинного мозга, и укрепляют ее на препаровальной доске. Вскрывают грудную полость, освободив сердце от перикарда, прорезают уздечку. При помощи серфинки и нитки соединяют верхушку сердца с пишущим рычажком. Считают число сокращений за каждые 15 сек. Прикладывают к области венозного синуса горячую стеклянную палочку, считают число сокращений. После того как ритм сердечных сокращений возвратился к норме, прикладывают к венозному синусу холодную палочку. Вновь считают число сокращений за каждые 15 сек. Этими же температурными раздражителями воздействуют на атриовентрикулярный узел. Считают число сокращений.
Результаты: …
Вывод: …
Внимание! Экзаменационный навык
Работа 4. Регистрация электрокардиограммы в стандартных отведениях
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 136-138.
Внимание! Экзаменационный навык
Работа 5. Формирование заключения о физиологических свойствах сердечной мышцы по электрокардиограмме
Ход работы.
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации