logo
МР леч мед-проф пед 05

В возбудимых тканях

? Экзаменационные вопросы по теме занятия

1. Ионно-мембранная теория происхождения биоэлектрических явлений (Ходжкин, Хаксли, Катц). Электрические явления в возбудимых тканях (потенциал покоя, потенциал действия, токи градиента основного обмена, токи повреждения).

2. Понятие о потенциале покоя. Роль ионов К+, Na+, Ca2+, Cl- в происхождении мембранного потенциала. Калий-натриевый насос, его значение. Уравнения Нернста и Гольдмана, расчет величины мембранного потенциала.

3. Потенциал действия и его фазы. Изменение проницаемости калиевых, натриевых и кальциевых каналов в процессе формирования потенциала действия.

4. Раздражимость и возбудимость, их характеристика. Классификация раздражителей. Законы раздражения возбудимых тканей. Явление аккомодации. Понятие о лабильности. Меры возбудимости. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.

5. Действие постоянного тока на живые ткани. Виды действия. Электротоническое действие. Понятие о физическом и физиологическом электротоне. Катэлектротон. Анэлектротон. Возбуждающее действие постоянного тока на ткани. Законы Пфлюгера. Анодный блок и катодическая депрессия.

Материалы для самостоятельной подготовки

Основная литература:

Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 1 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, В.И. Кобрин и др. / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М. : Медицина, 2001. – С. 34-50.

Дополнительная литература:

Для того, чтобы в ходе занятия Вы смогли экспериментально подтвердить полученные теоретические знания, Вам необходимо изучить технику описанных далее практических работ и законспектировать в тетрадях протоколы их выполнения.

Практические работы

Работа 1. Регистрация токов повреждения

Учебно-исследовательская цель: сравнить величину токов повреждения в зависимости от времени с момента нанесения повреждения.

Ход работы: Электроды, соединенные с гальванометром, прикладывают к мышце бедра лягушки через 5 сек. после нанесения разреза: первый электрод – на место разреза, второй – на неповрежденный участок мышцы. Отмечают величину и полярность наблюдаемой разности потенциалов. Исследование повторяют на 30-й и 60-й секундах после нанесения разреза.

Работа 2. Опыт Маттеучи

Учебно-исследовательская цель: доказать возникновение токов действия в мышце.

Ход работы: Для работы используют два нервно-мышечных препарата. Стимулируя электрическим током первый препарат, наблюдают, что возбуждение мышцы может вызвать возбуждение второго препарата, нерв которого расположен вдоль ее длины на первой мышце (зарисовать схему опыта).

Работа 3. Регистрация электрокардиограммы (токов действия сердечной мышцы)

Учебно-исследовательская цель: сопоставить характер ЭКГ в зависимости от способа отведения.

Ход работы: Под руководством преподавателя регистрируется ЭКГ. В клинической практике используют два вида отведений: одно- и двухполюсные. При двухполюсных оба электрода являются активными: регистрируется разность потенциалов между ними (двухфазный ток действия). Однополюсные отведения – это отведения потенциала с определенного участка тела, при этом один из электродов накладывается на часть тела и заземляется (однофазный ток действия). Сопоставляют величину зубцов Р, Q, R, Т в трех стандартных и трех однополюсных отведениях.

Работа 4. Подтверждение законов возбуждающего действия постоянного тока на ткани (законы Пфлюгера)