Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
? Экзаменационные вопросы по теме занятия
1. Условные рефлексы. Характерные признаки условных рефлексов, отличие условных рефлексов от безусловных. Классификация условных рефлексов, их биологическое значение. Условия выработки условного рефлекса. Периоды формирования условного рефлекса. Механизм образования условного рефлекса. Временная связь, основные процессы, обеспечивающие ее формирование. Динамический стереотип, его свойства.
2. Корковое торможение, его виды, их характеристика. Физиологические механизмы сна. Фазы сна, их классификации и характеристика. Теории сна. Сновидения. Биологическое значение сна.
3. I и II сигнальные системы, их характеристика. Речь, формирование функции речи. Типы высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика.
Материалы для самостоятельной подготовки
Основная литература:
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 2 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, Ю.В. Наточин и др./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001. – Глава15, раздел 15.1. – С. 260-271; раздел 15.4. – С. 280-287; раздел 15.6-15.8. – С. 301-313.
Дополнительная литература:
Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – С. 480–508.
Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 242-247.
Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Высш. шк., 1987. – С. 273-284.
Киселев В.И. Интегративная функция мозга. Учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 165-188.
Киселев В.И. Общая и частная физиология: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – Глава 4, раздел 3, С. 344-354.
Основы оценки функций организма человека / Киселев В.И., Шахматов И.И., Шарапова П.Х. и др. // учебное пособие под ред. В.И. Киселёва. – Барнаул: Параграф, 2006. – С 387-388.
Шарапова П.Х., Лобанов Ю.Ф., Шахматов И.И., Киселев В.И. Физиологические особенности детей разного возраста: учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2008. – С. 110-117.
Конспекты лекций «Врожденные и приобретенные формы поведения. Безусловные рефлексы, инстинкты», «Условные рефлексы. Динамический стереотип», « I и II сигнальные системы. Типы ВНД», « Корковое торможение».
Практические работы
Работа 1. Выработка условного пищевого слюноотделительного рефлекса
Учебно-исследовательская цель: убедиться в возможности выработки рефлекса.
Ход работы. Выработка пищевого условного рефлекса производится путем сочетаний ранее индифферентного по отношению к пище агента с пищей. В результате выработки условного рефлекса этот агент становится сигналом появления пищи и сам начинает вызывать реакцию, характерную для пищевого безусловного рефлекса – слюноотделения.
Собаку помещают в камеру в специальном станке с лямками для мягкой фиксации животного, перед которым расположена кормушка. На фистулу слюнной железы менделеевской замазкой приклеивают воронку, которую соединяют с прибором, регистрирующим слюноотделение. Выработка пищевого условного рефлекса заключается в сочетании света с пищей. Совместное действие света и пищи продолжается 5–10 сек, затем свет выключают.
При каждом сочетании регистрируют количество слюны, выделенной на условный и безусловный сигналы. О начале образования условного рефлекса судят по появлению секреции слюны на световой раздражитель.
Работа 2. Ориентировочная оценка типов ВНД по тесту Г.Ю. Айзенка
Учебно-исследовательская цель: Провести психологическую диагностику основных (по Г.Ю. Айзенку) свойств личности: экстраверсии, интроверсии и нейротизма (эмоциональности), а также, на их основе, ориентировочно определить тип ВНД.
Ход работы. В ходе исследования каждому из Вас будет предложено ответить на 57 вопросов, взятых из «личностного опросника Айзенка (форма А)». Эти вопросы касаются особенностей Вашего поведения и Ваших чувств. Ответьте на каждый вопрос «да» или «нет» соответственно характерному для Вас поведению или чувству. Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на какой-нибудь вопрос, так как интересна Ваша первая реакция, а не результат долгих размышлений. Весь опросник не должен занять более нескольких минут.
Отвечать нужно на каждый вопрос. Здесь не может быть «хороших» или «плохих» ответов, это не испытание ума или способностей, а лишь выявление особенностей Ваших чувств, поведения.
Перед началом работы начертите в тетради таблицу:
Буква | Знаки положительных ответов | Итого |
А |
|
|
В |
|
|
С |
|
|
Перед тем как зачитать вопрос, преподаватель называет букву (А, В или С), которой обозначена соответствующая строка. В случае, если Вы отвечаете на данный вопрос положительно («да»), Вам необходимо в соответствующую строку внести любой знак («галочку», крестик, и т. п.). По окончании процедуры нужно сосчитать количество положительных ответов в каждой строке и проставить соответствующую цифру в графе «Итого».
Показатели строки «А» соответствуют выраженности экстра- и интраверсии, «В» – нейротизма, «С» – искренности.
Максимальная оценка по шкале экстраверсии – 24 балла. Об экстравертированности свидетельствует показатель выше 12 баллов. При показателе ниже 12 баллов говорят об интравертированности. О нейротизме свидетельствует показатель по соответствующей шкале, превышающий 12 баллов.
По Айзенку, экстраверт – общительный, любит вечеринки, имеет много друзей, не любит сам читать и учиться. Он жаждет возбуждения, рискует, импульсивен, любит каверзные шутки, не лезет «за словом в карман». Обычно любит перемены. Он беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движения и действия, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчив. Его эмоции и чувства строго не контролируются, и на него не всегда можно положиться. Сильный, малочувствительный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения.
Интроверт спокоен, застенчив. Предпочитает книгу общению с людьми, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решения, любит порядок во всем, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не «выходит из себя». На него можно положиться, он высоко ценит этические нормы, несколько пессимистичен. Слабый, чувствительный тип с преобладанием тормозных процессов.
Фактор нейротизма свидетельствует об эмоциональной и психической устойчивости или неустойчивости, и рассматривается в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы. На одном полюсе оказывается человек «внешней нормы», за которой скрывается подверженность всевозможным психологическим пертурбациям, ведущим к неуравновешенности нервно-психической деятельности. На другом полюсе оказываются личности психологически устойчивые, хорошо адаптирующиеся к социальной микросреде.
Строка «С» является своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого. Показатель (по данной шкале) менее 5-6 баллов свидетельствует о тенденции обследуемого давать «хорошие» ответы, что вынуждает ставить под сомнение его объективность.
Ориентировочная оценка типа ВНД по данным опросника:
В 1966 году была экспериментально подтверждена гипотеза о связи экстра- и интраверсии с некоторыми психофизиологическими показателями: силой нервных процессов, уравновешенностью, длительностью протекания неспецифических процессов при осуществлении и угасании реакций. Поэтому, показатели экстраверсии и нейротизма, отложенные на оси координат, определяют тип испытуемого.
Результаты и их оценка: Начертить в тетради систему координат и отметить на ней полученные результаты.
Если точка пересечения этих величин оказывается:
cлева вверху, то испытуемый – меланхолик;
справа вверху – холерик;
слева внизу – флегматик;
справа внизу – сангвиник.
Работа 3. Образование условного зрачкового рефлекса на звонок.
Учебно-исследовательская цель: Показать возможность выработки условного рефлекса на гладкую мышцу (сфинктер) зрачка.
Ход работы. В качестве испытуемого выбирают студента со светлой окраской радужной оболочки глаз и хорошей, четкой зрачковой реакцией на свет.
Испытуемый и экспериментатор садятся напротив друг друга так, чтобы испытуемый находился лицом к окну. Просят испытуемого закрыть рукой один глаз рукой. Экспериментатор, попеременно то закрывая второй глаз испытуемого экранчиком, то открывая его, убеждается в наличии зрачкового рефлекса (т.е. в сужении и расширении зрачка). Расширенный зрачок хорошо виден в первый момент после снятия экрана. Убеждаются, что звук звонка не вызывает зрачкового рефлекса.
Приступают к образованию словного зрачкового рефлекса на звонок. Для этого, включив звонок, тотчас закрывают глаза испытуемого экранчиком, т.е. производят почти одновременно два раздражения: звуковое, не вызывающее расширения зрачка, – будущий условный раздражитель и затемнение глаза – безусловный раздражитель. Повторяют сочетание раздражений с интервалом 40-50 секунд несколько раз (7-10).
Через 7-10 сочетаний, включая звонок, не затемняют глаза. Если условный рефлекс образовался, то, несмотря на яркое освещение глаза светом, зрачок расширяется. Следовательно, звонок стал условным раздражителем.
Работа 4. Хронорефлексометрия
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 387-388.
Пакет заданий
1. Что такое безусловный рефлекс?
2. Дайте определение инстинкта. В чем его отличие от безусловного рефлекса?
3. Дайте классификацию безусловных рефлексов.
4. Дайте определение условного рефлекса.
5. В чем биологическое значение условных рефлексов?
6. Дайте классификацию условных рефлексов. Какие принципы положены в основу деления рефлексов на группы?
7. Назовите различия между безусловными и условными рефлексами.
8. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
9. Опишите методы выработки условных рефлексов в зависимости от временных сочетаний действия условного и безусловного раздражителей.
10. Охарактеризуйте механизмы и этапы образования временных связей по И.П. Павлову.
11. Перечислите периоды образования условного рефлекса.
12. Дайте схему простейшей рефлекторной дуги условного рефлекса.
13. Какие физиологические свойства центральной нервной системы лежат в основе образования временной связи по И.П. Павлову?
14. Какова роль коры и подкорки в образовании временных связей по Э. А. Асратяну?
15. Сформулируйте современное представление о механизме образования временной связи (по П. К. Анохину).
16. Понятие о стереотипе и его динамичности. Приведите примеры.
17. В чем роль динамического стереотипа в обучении и приобретении практических навыков?
18. Дайте отличие динамического стереотипа молодых и пожилых людей.
19. Опишите механизм формирования стереотипа у человека.
20. На чем основано современное учение о типологии.
21. Что Вы понимаете под «типами ВНД»?
22. Что положено в основу классификации темпераментов по Гиппократу?
23. Какие принципы лежат в основе классификации типов ВНД по И. П. Павлову?
24. Охарактеризуйте каждый тип ВНД по И. П. Павлову.
25. Назовите типы ВНД, присущие только человеку. Что лежит в основе их классификации?
26. Перечислите современные методики изучения свойств ВНД.
27. Что Вы понимаете под I и II сигнальными системами?
28. Приведите примеры раздражителей I и II сигнальных систем.
29. Чем отличается II сигнальная система от I?
30. Когда и как формируется II сигнальная система? Укажите роль речевых раздражителей в этом процессе.
31. Опишите этапы формирования речевой функции.
32. Какое значение имеет II сигнальная система в формировании абстрактного мышления?
33. Какие процессы лежат в основе функциональной асимметрии коры больших полушарий?
34. Что Вы понимаете под «корковым торможением»?
35. Перечислите виды коркового торможения.
36. Укажите разновидности безусловного торможения.
37. Что лежит в основе деления коркового торможения на внешнее и внутреннее?
38. В чем физиологический смысл запредельного коркового торможения?
39. Дайте классификацию условного торможения.
40. Объясните механизм развития угасательного коркового торможения. Приведите примеры.
41. Объясните механизм развития дифференцировочного коркового торможения. Приведите примеры.
42. Объясните механизм развития запаздывательного коркового торможения. Приведите примеры.
43. Объясните механизм развития коркового торможения по типу условного тормоза.
44. Дайте определение понятию “сон”.
45. Классификация видов сна.
46. Охарактеризуйте фазы сна.
47. Опишите фазы сна на основе электроэнцефалографических данных.
48. Охарактеризуйте теории возникновения сна.
49. Объясните механизм возникновения сновидений.
50. В чем биологическое значение сна?
Решение ситуационных задач
(они представлены в отдельном Сборнике).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации