Теория эволюции
Цель дисциплины – формирование общекультурных, профессиональных и естественно-научных компетенций студента в области теории эволюции, на основе базовых биологических знаний.
В результате освоения дисциплин студент должен обладать следующими
компетенциями:
В результате освоения дисциплин студент должен обладать
следующими компетенциями:
- Владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- Быть способным анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- Быть способным использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- Быть способным логически верно воспринимать устную и письменную речь (ОК-6);
- Быть готовым к использованию современных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, быть готовым работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- Быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- Быть способным использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
- Быть способным реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- Быть способным разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8).
Содержание:
1. История ЭволюционныХ идей. Учение Ж.Б. Ламарка. Ч. Дарвин и основные положения дарвинизма. Концепция естественного отбора. Монофилетическая теория видообразования. Судьба дарвинизма. Неоламаркизм и генетический антидарвинизм и их причины. Синтетическая теория эволюции как возрождение и обогащение дарвинизма.
2. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ. Генетические основы эволюции. Вид и его критерии и признаки. Развитие понятия вида в биологии. Структура вида. Понятие политипического вида. Биологические виды. Популяция как единица микроэволюции. Генетическая динамика популяции. Факторы, изменяющие генофонд популяций. Генетико-автоматические процессы (дрейф генов). Популяционные волны. Изоляция и ее роль в эволюции. Естественный и искусственный отбор. Формы естественного отбора. Результаты отбора при разных формах элиминации. Искусственный отбор. Результаты микроэволюции. Пути видообразования: географическое и экологическое. Гибридогенное видообразование и сетчатая эволюция
3. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ и ее связь с микроэволюцией. Современные точки зрения. Эволюция онтогенеза: история вопроса и современные взгляды. Дивергенция, конвергенция и параллелизмы. Происхождение таксонов. Моно- и полифилия. Морфологические закономерности эволюции. Системные подходы к проблемам макроэволюции. Пути биологического прогресса. Проблемы вымирания
4. Основные УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. Современные гипотезы происхождения жизни.
6. АНТРОПОГЕНЕЗ.Этапы становления человека. Роль биологических и социальных факторов в эволюции человечества. Антропогенное влияние на ход эволюционного процесса
7. СОВРЕМЕННЫЕ достижения и ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ.
Модули:
Микро- и макроэволюция.
Происхождение и развитие жизни на земле.
Требования к освоению дисциплины:
Знать:
- основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе;
- фундаментальные законы эволюции;
- этапы и причины развития органического мира;
- дискуссионные вопросы и новейшие достижения теории эволюции;
- основные способы обработки математической информации;
- основы современных технологий сбора и обработки и представления информации;
Уметь:
-применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности, доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы теории эволюции;
- ориентироваться в вопросах единства органического мира;
- адекватно оценивать новую информацию научного, теологического и псевдонаучного содержания;
- использовать современные информационно-коммуникационные технологии для сбора , обработки и анализа информации;
- оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;
Владеть:
основными понятиями в области теории эволюции;
-основными методами математической обработки информации;
системными представлениями об организации живой природы;
навыками анализа последствий деятельности человека на разных уровнях организации;
методами популяризации знаний;
- навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения.
Разработчики: Кандидат биологических наук, доцент Е. В. Солдатенко
- Основная образовательная программа
- 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника:
- 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп
- 5. Ресурсное обеспечение ооп
- 7. Нормативно-методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ооп бакалавриата.
- Приложения
- Учебный план подготовки бакалавра по направлению 050100 Педагогическое образование (Биология-химия)
- История
- Философия
- 3. Требования к освоению дисциплины:
- Иностранный язык
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Экономика образования
- Педагогическая риторика
- 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
- Русский язык
- Тема 1.Литературный язык как высшая форма национального русского языка. Устная и письменная разновидности литературного языка.
- Тема 2. Культура письменной речи. Основные направления совершенствования грамотного письма.
- Тема 3.Основные разновидности национального русского языка.
- Тема 1.Нормативный аспект устной речи. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
- Тема 2.Коммуникативный аспект устной речи.
- Тема 3.Этический аспект устной речи.
- 4. Требования к результатам освоения дисциплины.
- Правоведение
- Информационные технологии и основы математической обработки информации
- Дидактические единицы
- Владеть
- Естественнонаучная картина мира
- 3. Требования к освоению дисциплины:
- Возрастная анатомия, физиология и гигиена
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
- Безопасность жизнедеятельности
- Педагогика
- Психология
- «Биотехнология»
- Ботаника с основами фитоценологии
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3.Требования к результатам освоения дисциплины:
- 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.
- Методика обучения биологии
- Микробиология
- Физиология растений
- Методика обучения химии
- Неорганическая химия
- Общая химия
- Физическая и коллоидная химия
- Аналитическая химия
- Органическая химия
- Прикладная химия
- Биологическая химия
- Неорганический синтез
- Органический синтез
- Анатомия и морфология человека
- Зоология
- Генетика
- Гистология
- Молекулярная биология
- Общая экология
- Теория эволюции
- Цитология
- Социальная экология и природопользование
- Физиология человека и животных
- Экология человека
- Б.4. Физическая культура
- 1. Цели и задачи физического воспитания
- 2. Содержание
- 3. Требования к освоению дисциплины
- Приложение 3. Программы учебной и производственной практик.
- Требования к освоению дисциплины
- Зоология
- Генетика и экология