logo
050100_biol (1)

Естественнонаучная картина мира

1. Цель дисциплины: формирование у студентов современной естественнонаучной картины мира, основанной на принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к живой и неживой природе.

Задачи дисциплины:

- ознакомить с основным понятийным аппаратом дисциплины;

- понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связей с особенностями мышления;

- формирование представлений о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления;

- понимание сущности трансдисциплинарных идей и важнейших естественнонаучных концепций, определяющих облик современного естествознания;

- использование естественнонаучных знаний для формирования у студентов научного стиля мышления;

- применение естественнонаучной методологии для повышения социальной и профессиональной мобильности современного специалиста;

- осознание проблем экологии и общества в их связи с основными концепциями естествознания;

- формирование у студентов целостного мировоззрения и системного взгляда на окружающий мир.

2. Содержание дисциплины: Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; организация биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма.

Структура дисциплины:

Курс состоит из трех модулей:

Модуль 1. Наука в контексте культуры

Модуль 2. Точное естествознание

Модуль 3. Жизнь