logo search
050100_biol (1)

Теория эволюции

Цель дисциплины – формирование общекультурных, профессиональных и естественно-научных компетенций студента в области теории эволюции, на основе базовых биологических знаний.

В результате освоения дисциплин студент должен обладать следующими

компетенциями:

В результате освоения дисциплин студент должен обладать

следующими компетенциями:

- Владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- Быть способным анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- Быть способным использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- Быть способным логически верно воспринимать устную и письменную речь (ОК-6);

- Быть готовым к использованию современных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, быть готовым работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- Быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

- Быть способным использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

- Быть способным реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- Быть способным разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8).

Содержание:

1. История ЭволюционныХ идей. Учение Ж.Б. Ламарка. Ч. Дарвин и основные положения дарвинизма. Концепция естественного отбора. Монофилетическая теория видообразования. Судьба дарвинизма. Неоламаркизм и генетический антидарвинизм и их причины. Синтетическая теория эволюции как возрождение и обогащение дарвинизма.

2. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ. Генетические основы эволюции. Вид и его критерии и признаки. Развитие понятия вида в биологии. Структура вида. Понятие политипического вида. Биологические виды. Популяция как единица микроэволюции. Генетическая динамика популяции. Факторы, изменяющие генофонд популяций. Генетико-автоматические процессы (дрейф генов). Популяционные волны. Изоляция и ее роль в эволюции. Естественный и искусственный отбор. Формы естественного отбора. Результаты отбора при разных формах элиминации. Искусственный отбор. Результаты микроэволюции. Пути видообразования: географическое и экологическое. Гибридогенное видообразование и сетчатая эволюция

3. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ и ее связь с микроэволюцией. Современные точки зрения. Эволюция онтогенеза: история вопроса и современные взгляды. Дивергенция, конвергенция и параллелизмы. Происхождение таксонов. Моно- и полифилия. Морфологические закономерности эволюции. Системные подходы к проблемам макроэволюции. Пути биологического прогресса. Проблемы вымирания

4. Основные УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. Современные гипотезы происхождения жизни.

6. АНТРОПОГЕНЕЗ.Этапы становления человека. Роль биологических и социальных факторов в эволюции человечества. Антропогенное влияние на ход эволюционного процесса

7. СОВРЕМЕННЫЕ достижения и ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ.

Модули:

Микро- и макроэволюция.

Происхождение и развитие жизни на земле.

Требования к освоению дисциплины:

Знать:

- основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе;

- фундаментальные законы эволюции;

- этапы и причины развития органического мира;

- дискуссионные вопросы и новейшие достижения теории эволюции;

- основные способы обработки математической информации;

- основы современных технологий сбора и обработки и представления информации;

Уметь:

-применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности, доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы теории эволюции;

- ориентироваться в вопросах единства органического мира;

- адекватно оценивать новую информацию научного, теологического и псевдонаучного содержания;

- использовать современные информационно-коммуникационные технологии для сбора , обработки и анализа информации;

- оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;

Владеть:

-основными методами математической обработки информации;

- навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения.

Разработчики: Кандидат биологических наук, доцент Е. В. Солдатенко