Общая экология
Цель дисциплины– формирование общекультурных, профессиональных и естественно-научных компетенций студента посредством овладения знаниями в области общей экологии и некоторыми практическими навыками экологических исследований.
Задачи дисциплины:
Формирование общекультурных компетенций: ОК – 1, ОК – 4, ОК – 8, ОК – 16.
Формирование профессиональных компетенций: ПК – 1, ПК – 2, ПК – 8, ПК – 10, ПК – 11.
Изучение основных закономерностей взаимоотношений живого организма со средой обитания.
Изучение принципов существования и динамики популяций.
Уяснение сущности функционирования сообществ на уровне биоценозов, экосистем, биосферы.
Освоение наиболее доступных методов лабораторных и полевых экологических исследований.
Содержание дисциплины:
Модуль 1. История экологии.
Представления о взаимоотношениях организмов со средой обитания в античное время, эпоху Средневековья. Научные исследования в 16 – 19. веках. Становление научной экологии. Современные экологические исследования.
Модуль 2. Живой организм и среда обитания.
Понятие о среде обитания и экологических факторах. Основные закономерности действия факторов на организм. Среды жизни. Жизненные формы организмов.
Модуль 3. Популяционная экология.
Понятие о популяции и ее структуре. Динамика и гомеостаз популяций.
Модуль 4. Экология сообществ.
Понятие о биоценозе и его структуре. Биотические взаимоотношения. Экологическая ниша. Экосистемы, их структура и функционирование. Энергия в экосистемах. Динамика экосистем.
Биосфера как глобальная экосистема. Эволюция биосферы и ее будущее.
Требования к освоению дисциплины:
Знать:
Основные теоретические положения общей экологии;
Принципиальные различия возможности существования разных структурных уровней организации живого;
Теоретические основы для практического решения экологических проблем;
Основные методы лабораторных и полевых экологических исследований.
Уметь:
Поставить эксперимент по выявлению экологических закономерностей у растений и животных;
Анализировать результаты экологических наблюдений на уровне организма, популяции, сообщества;
Использовать теоретические знания для объяснения природных явлений;
Прогнозировать возможные реакции биологических систем на антропогенные воздействия.
Владеть:
Навыками работы с учебной и научной литературой;
Навыками работы с лабораторным и полевым оборудованием;
Навыками обработки материалов лабораторных и полевых исследований;
Основными приемами системного экологического мышления.
Разработчик: кандидат биологических наук, доцент Антощенков В.Ф.
- Основная образовательная программа
- 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника:
- 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп
- 5. Ресурсное обеспечение ооп
- 7. Нормативно-методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ооп бакалавриата.
- Приложения
- Учебный план подготовки бакалавра по направлению 050100 Педагогическое образование (Биология-химия)
- История
- Философия
- 3. Требования к освоению дисциплины:
- Иностранный язык
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Экономика образования
- Педагогическая риторика
- 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
- Русский язык
- Тема 1.Литературный язык как высшая форма национального русского языка. Устная и письменная разновидности литературного языка.
- Тема 2. Культура письменной речи. Основные направления совершенствования грамотного письма.
- Тема 3.Основные разновидности национального русского языка.
- Тема 1.Нормативный аспект устной речи. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
- Тема 2.Коммуникативный аспект устной речи.
- Тема 3.Этический аспект устной речи.
- 4. Требования к результатам освоения дисциплины.
- Правоведение
- Информационные технологии и основы математической обработки информации
- Дидактические единицы
- Владеть
- Естественнонаучная картина мира
- 3. Требования к освоению дисциплины:
- Возрастная анатомия, физиология и гигиена
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
- Безопасность жизнедеятельности
- Педагогика
- Психология
- «Биотехнология»
- Ботаника с основами фитоценологии
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3.Требования к результатам освоения дисциплины:
- 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.
- Методика обучения биологии
- Микробиология
- Физиология растений
- Методика обучения химии
- Неорганическая химия
- Общая химия
- Физическая и коллоидная химия
- Аналитическая химия
- Органическая химия
- Прикладная химия
- Биологическая химия
- Неорганический синтез
- Органический синтез
- Анатомия и морфология человека
- Зоология
- Генетика
- Гистология
- Молекулярная биология
- Общая экология
- Теория эволюции
- Цитология
- Социальная экология и природопользование
- Физиология человека и животных
- Экология человека
- Б.4. Физическая культура
- 1. Цели и задачи физического воспитания
- 2. Содержание
- 3. Требования к освоению дисциплины
- Приложение 3. Программы учебной и производственной практик.
- Требования к освоению дисциплины
- Зоология
- Генетика и экология