32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
Науку можно рассмотреть с 4 сторон:
Форма общественного сознания. Отражает мир в форме специфических отражений.
Наука это форма духовного производства. Она вырабатывает новые знания.
Наука это особый соц. институт. Осуществляется сообществом ученых как коллективным субъектом.
Она является непосредственной производительной силой общества. Научные знания воплощаются в новой технике и технологии.
Наука – особая сфера деятельности людей, главным содержанием которой является, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Функции научного познания:
Мировоззренческая. Формирование научно обоснованных представлений о мире и человеке.
Гносеологическая (познавательная) – раскрытие закономерностей объективного мира.
Практическая. Применение полученных знаний в соц. деятельности людей.
У науки имеется 3 цели:
Описание. Количественная характеристика объекта, с точки зрения его свойств.
Объяснение - раскрытие сущности объекта.
Предсказание – выдвижение научно обоснованного прогноза будущего состояния объекта.
Самое сложное и важное – объяснение. Существуют разные виды объяснения.
По механизму:
Через собственный закон.
Объяснение по аналогии с другим объектом.
По Направленности:
Атрибутивное – обнаружение неотъемлемых качеств объекта.
Субстанциальное – выявление основы существования.
Генетическое – раскрытие причин существования объекта.
Функциональное – это выявление функций, которые данный объект выполняет по отношению к другим объектам.
Структурное – раскрытие строения объекта.
Существует так же процедура понимания.
Понимание – это раскрытие смысла изучаемого объекта.
Понимание бывает:
Донаучное:
освоение языка,
понимание других людей;
понимание соц. норм и символом.
Научное: именуется так же интерпретация, которая происходит с помощью спец. правил.
историческое – прошедших эпох.
филологическое – понимание текстов, их метафор и символов.
социально-гуманитарное - понимание ценностей и норм других культур.
Естественнонаучное – понимание микро объектов, или правил построения теорий.
Особенности научного познания:
Особая подготовка познающего субъекта. Наличие у субъекта спец. знаний.
Это особые способы обоснования истинности знания (эксперимент, логические критерии)
Особая организация процесса познания. Во-первых, наличие четкой процедуры научного исследования. Во-вторых, процесс познания осуществляется институционально – т.е. сообщество ученых.
Осознание применяемых методов. Существует спец. дисциплина – методология научного познания.
Рефлективность – размышление над собственной умственной деятельности. Для науки характерно осмысление самой себя. Поэтому существует философия науки.
Особенности научного знания:
Объективность. Получение знания о мире как он существует на самом деле.
Рациональность. Опора только на обоснованные разумом методы.
Эссенциализм, т.е. направленность на раскрытия сущности.
Системность. Научное знание не является совокупностью разрозненных данных.
Проверяемость. Научное знание должно предполагать возможность его обоснования и коррекции.
Универсальность. Научное знание истинно для всех.
Фрагментарность. Наука строит целостную картину мира, но через изучение его частей.
Незавершенность. Научное знание является потенциально бесконечным процессом.
Преемственность. Новые результаты всегда связаны с предшествующем.
Критичность – научное знание подлежит постоянному пересмотру
Формы научного познания:
Проблема – возникающая в ходе развития познание теоретическое или практическое затруднение. Роль проблемы: она является исходной формой потому, что от нее зависит направление научного поиска. Исследовать мир бессистемно – нелепо.
Факт – особое предложение, фиксирующее определенное эмпирическое содержание.
Факты являются единственной основой для любых выводов. Факты мало накопить, их нужно правильно объяснить. Сами по себе факты могут не обнаруживать своего значения.
Факты имеют смысл только в контексте проблемы и теории.
Гипотеза. Научное предположение неопределенное с точки зрения его истинности. Всегда имеет вероятностный характер, не должна противоречить фактам и известным законам.
Если гипотеза не подтверждается, она отбрасывается как заблуждение. Если подтверждается – то преходит в теорию.
Концепция. Это определенный способ понимания объекта. Основная руководящая идея для его систематического освещения объекта. Используется чаще всего в науках об обществе и человеке. Концепция всегда опирается на факты, но на одном и том же фактическом материале могут быть построены противоположенные концепции.
Теория – это комплекс идей направленных на объяснение какого либо объекта. В узком смысле слова, высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенных областей действительности.
Требования к теории:
Объективность.
Системность – целостное представление.
Раскрытие сущности.
Истинность теории.
Структура теории:
Исходные идеи для ее построения
Факты, подтверждающие теорию.
Ядро теории, совокупность фундаментальные положений.
Логические правила построения.
Выводы, следующие из теории.
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.