4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
Платон и Аристотель были систематизаторами древнегреческой философии.
Натурфилософы изучали природу, софисты и Сократ – человека и его добродетель, а Платон и Аристотель изучали ВСЕ эти проблемы. Поэтому и у того и другого обширные учения сформировались.
Платон.
Ключевые понятия, характеризующие его учения:
Объективный идеализм
Психизм
Рационализм
В учении у бытии у Платона главной является что бытие состоит из двух противоположных миров:
Мир идей (занебесный мир идей где идеи существуют сами по себе, вечны, нематериальным)- главным по Платону.
Мир вещей (земной мир, материальный) (предметы - бледные тени идей)
(см таблицу 2 из методичек)
Идею Платон обозначил понятием – ЭЙДОС. Он полагал так: в мире вещей любой предмет существует потому что в мире идей есть его идея.
Любой предмет – тень, слабое подобие идей. Если предмет исчезает, то идея в мире идей остается.
Идея – сущность вещи, а сама вещь – явление. Идея – общее, а вещь – единичное. Платон полагал что сущность и общее может существовать независимо от явления и единичного.
Мир идей – является первичным, а мир вещей – вторичным. Помимо этого мир идей существует независимо от нашего сознания.
Вещи, по мнению Платона, возникают из материи. Материя – бесформенна и неопределенна и чем-то конкретным становится при соприкосновении с идеей. Бог созерцает идеи и по из образцу создает вещи. Эти два мира объединяет мировая душа.
Платон выделил 3 варианта соотношения идей и вещей:
Вещи сходны с идеями и возникли в подражании им
Идеи находятся в вещах как общее в единичном
Вещи причастны идеям как к идеальным образцам
Мир идей устроен как пирамида. В основание – идеи простых идей, а ближе к вершине – нравственные идеи, на самой вершине – идея ЕДИНОГО, как высшего блага.
Человек принадлежит обоим мирам одновременно, т.е. тело к миру вещей относится, а бессмертная разумная душа к миру идей. Платон полагал что земная жизнь человека – плен души в темнице тела, смерть – освобождение души из тела.
Задачей человека – познание истины. Органы чувств познают мир вещей, но приходят лишь к мнению. Мир идей познается с помощью разума, и результатом является достижение истины.
Платон разработал теорию АНАМНЕЗИСА (в переводе припоминания, воспоминания), т.е. после смерти тела, душа перемещается в мир идей и познает идеи, а затем вселяется в новое тело. Результат в том что у человека в душе уже с рождения заложены все знания. Предполагал что душа само вспомнить не может, ее к этому подталкивают органы чувств. Вещи похожи а идеи, и напоминают душе идею этой вещи, затем разум действует самостоятельно, используя 2 метода: диалектика и математика.
Цель познания заключается в том, чтобы познать идею ЕДИНОГО.
Аристотель.
Он занимает в философии особое место, и эта особость выражается в:
Он полностью освободил философию от влияния мифологии
Он обосновал многие философские понятия
Он разработал логику как учение о законах мышления
«Платон мне друг но истина важнее».
Аристотель отверг учение Платона о мире идей. Его не устроило в учении:
Идеи бесполезны для познания сущности вещей, объяснения их бытия
Учения об идеях не объясняет возникновение и гибель вещей, и движение которое в мире есть.
Идея не может находится за пределами самой вещи и предшествовать ей во времени.
В итоге Аристотель сделал вывод: сущность нужно искать в явлении, общее в единичном. Сущность любой вещи нужно искать в ней самой, чтобы этого добиться Аристотель предложил понятие СУБСТАНЦИЯ.
Субстанция – самобытное бытие существующее в себе самом, но не в чем-то ином. Или – любой предмет субстанциален если заключает в себе свою сущность.
Существуют 4 причины бытия вещей:
Форма или благодаря чему возникает вещь
Материя или из чего возникает вещь
Движение или как возникает вещь
Цель или для чего возникает вещь
Форма – первая сущность вещи. Форма вечна, активна и представляет собой общее. Однако общее может существовать не само по себе, а в связи с единичным. Чтобы возникла вещь к форме должно что-то присоединиться. Это материя присоединяется. Получается что любой предмет это единство формы и материи.
Свойства материи по Аристотелю:
Пассивность
Бесформенность
Неопределенность
Материя это только возможность, но не действительность
Движение – процесс появления вещи или переход от возможности к действительности.
У движения всегда есть цель. Целевое содержание движения Аристотель обозначил понятием ЭНТЕЛЕХИЯ. Цель существует до того как предмет возникает, но в виде возможности, и соответственно когда предмет появляется цель из возможной превращается в действительную (форма – дом, материя – камень, движение – работа, цель – жить, цель возникает на стадии проекта).
Аристотель предполагал, что сами эти причины сами по себе действовать не могут, их действие зависит от перводвигателя, Бога. Он является наивысшей чистой формой лишенной материи. Он же источник движения. Он же устанавливает щели для всего существующего.
У перводвигателя были 2 цели:
Реализовать заложенные в материи возможности
Создать гармоничный мир в котором у любого предмета будет свое место
Вывод: бытие является иерархией уровней, нижний уровень – материя, верхний – перводвигатель. Оба они вечны, между ними располагаются: неживая природа, живая природа, человек и общество.
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.