logo
Философия, ответы

15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни

Это направление выдвигало на первый план «жизнь» как единственно подлинную реальность, особую творческую силу, не тождественную мышлению и материи, и постижимую только интуитивно. Это учение было направлено против рационализма Нового времени и позитивизма, которые интересовались проблемами науки (разума). «Философия жизни» же ставила под сомнение их возможности; в ней выделяются три течения.

Натуралистическое (Фридрих Ницше): в его рамках на первое место поставлены инстинкты, воля, витальные влечения. Добро и истина – это все, что усиливает жизненное начало, зло и ложь – все, что его ослабляет.

Историцистское (Вильгельм Дильтей, Георг Зиммель, Освальд Шпенглер): «жизнь» раскрывает себя в истории в различных формах духовной культуры, которые уникальны и неповторимы. В частности, по О.Шпенглеру, культура – это живой организм, которому противостоит цивилизация как «машина».

Пантеистическое (Анри Бергсон): «жизнь» – это космическая сила, совпадающая с миром, воспроизводящая себя и творящая различные формы.

ФРИДРИХ НИЦШЕ. В работе «Рождение трагедии из духа музыки» он доказывал, что культура древней Греции есть синтез двух начал – аполлонийского и дионисийского. Аполлонийское выражает разум, логику, чувство меры, но оно безжизненно; дионисийское – волю, страсть, трагичность, и оно жизненно.

В идеале эти начала должны быть уравновешены, но в европейской культуре возобладало аполлонийское начало. По Ф.Ницше, начало этому положил Сократ: он осмелился задать жизни вопрос о ее смысле, вместо того, чтобы принять ее как дар. С него началось господство разума над волей, тогда как досократики воспринимали жизнь в ее стихийном становлении и подлинности. Во все последующие эпохи роль разума не ставилась под сомнение, поэтому высоко ценили науку. На самом деле, научное знание – не истина, а полезное заблуждение.

Главное понятие учения Ф.Ницше – «воля к власти» как бытие в его стихийной динамике, жизненная страсть, инстинкт самосохранения, способ самоутверждения всего живого, движущая обществом энергия. Существует природное неравенство людей по воле к власти, которые делятся на рабов и господ. Господа – сильные, творческие, свободные личности, у которых воля к власти сильна; рабы ни к чему выдающемуся не способны, эта серая масса всегда завидовала господам, ненавидела их, хотела подчинить себе, навязать свою мораль.

Лучшим средством обуздания людей сильной воли является христианская религия: ее мораль навязывает любовь к слабым и убогим, отвращение к сильным и здоровым. Точно так же демократия и социализм – это идеологии массы, толпы, закрепляющие в человеке вредные, стадные инстинкты. Христианство находит союзников и в среде метафизиков, восхваляющих немощный разум.

В работе «Антихрист» Ф.Ницше провозгласил, что христианство – это религия слабых, а идея «возлюби ближнего» – ложна. Ближнего любить не за что, ибо он ничего не сделал для своей свободы. Нельзя любить человека только за то, что он человек. Человек в полной мере еще не возник и не вышел из животного состояния. Христианство сохраняет в людях то, что должно быть уничтожено (покорность и милосердие). «Падающего толкни!» – поскольку выживает только сильнейший. Христианская мораль слишком человечна. Надо возлюбить не ближнего, а «дальнего» – тот идеал, которым может быть человек.

Однако Ф.Ницше очень высоко ценил личность и учение самого Христа: Иисус показал всем пример жизни и смерти ради высокого идеала. Однако его ученики и последователи были глупцами и не поняли его учения. Вся история христианства после Иисуса – это извращение его идей и попытка их бездушной рационализации. Живая вера уступила место формальной религиозности. Христианство существует по сей день, однако любовь перестала быть принципом нашего мира. «Бог умер. Мы его убили». Это – главный симптом кризиса европейской культуры, в которой победило аполлонийское начало.

Воскресить Бога невозможно, но кто-то должен взять на себя ответственность за судьбу мира. Человек, воспитанный извращенным христианством и общепринятой моралью, на эту миссию не способен. В работе «Так говорил Заратустра» Ф.Ницше провозгласил, что место Бога должен занять Сверхчеловек. Это и есть «дальний» – субъект морали господ. Идея сверхчеловека как цели возвращает утраченный смысл бытия и надежду. Сверхчеловек – сильная, волевая, свободная личность, ничего не боящаяся, в том числе смерти. В нем господствует дионисийское начало, воля к власти, «натура» доминирует над культурой.

Существует «танец жизни», неудержимый поток, ни в какие рамки ее вести нельзя. Жизни свойственно «вечное возвращение». Это и ужасает, и дает надежду. Умирая, каждый может сказать: «Так это была жизнь? Ну что ж! Еще раз!». Жизнь всегда возрождается и восстанавливает свою творческую силу.

Ф.Ницше выдвинул идею нигилизма как всеобщей переоценки всех ценностей. Он предупреждает о гибели традиционных идеалов, об усиливающемся обессмысливании жизни как неизбежной расплате европейской культуры, противопоставившей себя неудержимому потоку жизни. Но он призывает к созданию системы ценностей, не противостоящей жизни, такую переоценку смогут произвести только свободные умы, вырвавшиеся за рамки устоявшейся морали.

ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ. Он был основателем «понимающей психологии», а «жизнь» рассматривал как способ бытия человека, особую культурно-историческую реальность. Человеческий мир истории он противопоставил миру природы, в связи с чем, родилось разграничение «наук о духе» и «наук о природе»: методы естественных наук к исследованию культуры неприменимы.

Задача «наук о духе», в частности, философии состоит в том, чтобы понять «жизнь», исходя из нее самой. Эти науки должны основываться на методе «понимания» как непосредственного постижения некоторой духовной целостности. В «науках о природе» используется метод «объяснения», основанный на внешнем, чувственном опыте и связанный с получением фактов, конструирующей деятельностью рассудка (раскрытие законов природы на основе фактов).

Понимание В.Дильтей трактовал как родственное интуиции проникновение в жизнь. Понимание собственного внутреннего мира достигается с помощью интроспекции (самонаблюдения), понимание чужого мира – путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования». По отношению к культуре прошлого понимание выступает как особый метод интерпретации – «герменевтика». Однако существует «последняя тайна жизни»: к ней можно только приблизиться, но не постичь ее до конца (идея Ф.Ницше); у «жизни» есть нечто, ускользающее от разума, и невыразимое его средствами, логическими категориями.

АНРИ БЕРГСОН. Главный труд«Творческая эволюция». «Жизнь» – это подлинная и первичная реальность, радикально отличная от материи и духа, иррациональный процесс, «жизненный порыв», мощный и неконтролируемый поток творческого формирования бытия. По мере ослабления творческого напряжения «жизнь» распадается, превращаясь в материю как неодушевленную массу. Человек творческое существо, через него проходит путь «жизненного порыва».

Способность к творчеству связана с иррациональной интуицией, которая как дар дана немногим (идея А.Шопенгауэра). Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции, которая, являясь своеобразной симпатией, непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его индивидуальной природой, не предполагая противопоставления объекта субъекту, как у Р.Декарта. Интуиция – это непосредственное постижение жизнью самой себя через человека.

Поэтому необходимо обратиться к собственной жизни сознания. Самонаблюдение позволяет обнаружить, что основой психической жизни является длительность, непрерывная изменчивость состояний, переходящих незаметно одно в другое. Жизнь имеет не пространственный, а временной характер. Это «живое» время радикально отличается от механическо-физического времени, возникающего в результате разложения интеллектом жизненной длительности. Интеллект – это орудие оперирования «мертвыми вещами» – материальными пространственными объектами, поэтому интеллект противоположен интуиции.