logo
Философия, ответы

38. Проблема сущности и существования человека в философии.

Родовая сущность человека – это универсальные или всеобщие признаки людей как рода, отличного от животных.

Отличия человека от животных:

    1. Человек обладает сознанием.

    2. Абстракционное мышление.

    3. Язык в речевой форме

    4. Способность к труду и творчеству

    5. Выработка ценностей.

Животное не может преодолеть свои инстинкты, поведение человека выходит за рамки инстинкта.

    1. Животное приспосабливается к окружающей среде, человек способен к преобразованию среды.

    2. В отличие от животного человек существо изначально неопределенное. В отличие от животного человек обладает свободой, которая проявляется в возможности выбора.

Существует сложная проблема соотношения в человеке биологического и социального, в человеке действует 2 программы:

- биологическая (генетическая передача информации) она отвечает за его физическое воспроизводство.

- социальная программа – отвечает за воспроизводство в обществе, в её основе лежит социальная память, воплощенная в культуре.

По вопросу соотношения этих программ имеется 2 подхода:

  1. Натурализм (панбиологизм). Человек – существо природно-биологическое, а социальный компонент является вторичным (Фейербах, Фрейд). Концепция социобиологии утверждает, что все значимые социальные достижения человека обусловлены мутациями в его геноме.

  2. Пансоциологизм. Человек – существо социальное, а его биологическое начало не является определяющим (Аристотель, Локк, Маркс). Согласно Марксу, все естественные потребности человека удовлетворяются только социальным путём. Действие в человеке биологического начала управляется социальным началом.

В 20-м веке возникли попытки эти крайности примерить: возник условный подход к трактовке природы человека. Человек определяется совокупным действием 3-х факторов:

1. Природные задатки

2. Условия социальной среды

3. Личное «Я» человека (самосознание, потребности, интересы, воля)

Существует 3-х составная концепция сущности человека:

  1. Тело

  2. Душа

  3. Дух

Сложилось 3 трактовки человека с этой точки зрения:

  1. Соматизм – человек определяется его телесной организацией (Гоббс, Ницше)

  2. Психизм – человек определяется душой (Платон)

  3. Спиритуализм – человек определяется духом (Гегель, Августин)

Тело – материальная, физическая основа человека, подчиняющаяся действию биологических законов, которые независимы от воли и сознания человека.

У души однозначной трактовки нет, есть два обратных подхода.

Идеализм, в особенности религиозная философия, рассматривает душу как особую нематериальную сущность, способную существовать и после смерти тела.

Сторонники христианской философии отрицают тезис о переселении души в новое тело. Материализм трактует душу иначе. Под душой имеется ввиду, внутренний мир человека, психика в целом. Психика не только сознательная, но и бессознательная. Общим основанием этих подходов является трактовка души как нематериальной реальности противоположной телу. Дух тоже трактуется как реальность противоположенная телу. Но при этом дух рассматривается как отличный от души. Под духом имеются ввиду наивысшие способности человека. Вт трактовке духа имеется два противоположных подхода. Рационализм дух отождествляет с разумом мышления. Иррационализм отрицает такое отождествление.

Вместо разума на первый план ставится нечто другое. Согласно Кьеркегору, дух не отъемлем от религиозной веры. Шопенгауэр и Ницше связывали дух с волей. Бергсон указывал на иррациональную интуицию. Экзистенциализм – на переживание человеком своего бытия в мире.

Согласно Бердяеву, человек это целостное духовно-душевно-телесное существо. Все три части необходимы, но интегрирующей является дух. Дух включает в себя разум, но имеет черты для разума не уловимые. Н/р, любовь, милосердие, совесть, долг, справедливость.

Дух имеет, прежде всего, ценностный характер. Дух имеет личный характер, но наполняет человека сверх личным содержанием. Устремленность духа за пределы материального мира и возвышает человека.

Главное предназначение духа - это поиск смысла человеческого бытия. Благодаря Бердяеву утвердилось представление, что дух имеет позитивный характер.

Отсутствие у человека позитивного духа обозначается как бездуховность.

Существует иное мнение, дух не обязательно должен быть позитивным. В него могут входить ценности иного плана.

Если ценности не имеют позитивного характера понятие бездуховности лишается смысла.

Позитивные и негативные состояния духа могут чередоваться не только у отдельных людей, но и целых обществ.

Существует 3 понятия характеризующие сущности существования человека. Индивид-индивидуальность-личность.