38. Проблема сущности и существования человека в философии.
Родовая сущность человека – это универсальные или всеобщие признаки людей как рода, отличного от животных.
Отличия человека от животных:
Человек обладает сознанием.
Абстракционное мышление.
Язык в речевой форме
Способность к труду и творчеству
Выработка ценностей.
Животное не может преодолеть свои инстинкты, поведение человека выходит за рамки инстинкта.
Животное приспосабливается к окружающей среде, человек способен к преобразованию среды.
В отличие от животного человек существо изначально неопределенное. В отличие от животного человек обладает свободой, которая проявляется в возможности выбора.
Существует сложная проблема соотношения в человеке биологического и социального, в человеке действует 2 программы:
- биологическая (генетическая передача информации) она отвечает за его физическое воспроизводство.
- социальная программа – отвечает за воспроизводство в обществе, в её основе лежит социальная память, воплощенная в культуре.
По вопросу соотношения этих программ имеется 2 подхода:
Натурализм (панбиологизм). Человек – существо природно-биологическое, а социальный компонент является вторичным (Фейербах, Фрейд). Концепция социобиологии утверждает, что все значимые социальные достижения человека обусловлены мутациями в его геноме.
Пансоциологизм. Человек – существо социальное, а его биологическое начало не является определяющим (Аристотель, Локк, Маркс). Согласно Марксу, все естественные потребности человека удовлетворяются только социальным путём. Действие в человеке биологического начала управляется социальным началом.
В 20-м веке возникли попытки эти крайности примерить: возник условный подход к трактовке природы человека. Человек определяется совокупным действием 3-х факторов:
1. Природные задатки
2. Условия социальной среды
3. Личное «Я» человека (самосознание, потребности, интересы, воля)
Существует 3-х составная концепция сущности человека:
Тело
Душа
Дух
Сложилось 3 трактовки человека с этой точки зрения:
Соматизм – человек определяется его телесной организацией (Гоббс, Ницше)
Психизм – человек определяется душой (Платон)
Спиритуализм – человек определяется духом (Гегель, Августин)
Тело – материальная, физическая основа человека, подчиняющаяся действию биологических законов, которые независимы от воли и сознания человека.
У души однозначной трактовки нет, есть два обратных подхода.
Идеализм, в особенности религиозная философия, рассматривает душу как особую нематериальную сущность, способную существовать и после смерти тела.
Сторонники христианской философии отрицают тезис о переселении души в новое тело. Материализм трактует душу иначе. Под душой имеется ввиду, внутренний мир человека, психика в целом. Психика не только сознательная, но и бессознательная. Общим основанием этих подходов является трактовка души как нематериальной реальности противоположной телу. Дух тоже трактуется как реальность противоположенная телу. Но при этом дух рассматривается как отличный от души. Под духом имеются ввиду наивысшие способности человека. Вт трактовке духа имеется два противоположных подхода. Рационализм дух отождествляет с разумом мышления. Иррационализм отрицает такое отождествление.
Вместо разума на первый план ставится нечто другое. Согласно Кьеркегору, дух не отъемлем от религиозной веры. Шопенгауэр и Ницше связывали дух с волей. Бергсон указывал на иррациональную интуицию. Экзистенциализм – на переживание человеком своего бытия в мире.
Согласно Бердяеву, человек это целостное духовно-душевно-телесное существо. Все три части необходимы, но интегрирующей является дух. Дух включает в себя разум, но имеет черты для разума не уловимые. Н/р, любовь, милосердие, совесть, долг, справедливость.
Дух имеет, прежде всего, ценностный характер. Дух имеет личный характер, но наполняет человека сверх личным содержанием. Устремленность духа за пределы материального мира и возвышает человека.
Главное предназначение духа - это поиск смысла человеческого бытия. Благодаря Бердяеву утвердилось представление, что дух имеет позитивный характер.
Отсутствие у человека позитивного духа обозначается как бездуховность.
Существует иное мнение, дух не обязательно должен быть позитивным. В него могут входить ценности иного плана.
Если ценности не имеют позитивного характера понятие бездуховности лишается смысла.
Позитивные и негативные состояния духа могут чередоваться не только у отдельных людей, но и целых обществ.
Существует 3 понятия характеризующие сущности существования человека. Индивид-индивидуальность-личность.
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.