8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
Френсис Бэкон.
Учение состояло из 2 частей:
Критической. В ней Бэкон отверг учения Пифагора и Платона за их идеализм. Бэкон критиковал схоластику. По его мнению схоластика:
мешает познанию природы
бесполезна в практическом отношении
слишком абстрактна и оторвана от действительности
Бэкон критиковал и Аристотеля за то что Аристотель методом науки считал дедукцию (труд «Органон» метод). Бэкон в работе «Новый Органон» обосновал учение об индукции как метод познания.
Бэкон разработал учение об идолах или заблуждениях ума. Всего выделял 4 идола или заблуждения:
идол рода (человек к свойствам вещей примешивает свое впечатление о них)
идол пещеры (люди смотрят на мир слишком субъективно (как из своей пещеры) и приписывают миру несуществующие характеристики)
эти идолы для человека являются прирожденными, а остальные 2 – приобретенные, и от них нужно избавляться в первую очередь:
идол площади (люди не правильно пользуются словами, часто не понимая их смысл)
идол театра (люди усваивают чужие методы и слепо им следуют)
позитивная часть
главной мыслью является тезис «знание сила» (Бэкон), т.е. человек познав природу должен стать ее господином. Наука имеет практический смысл и должна быть полезна человеку и обществу. Античная наука эту задачу решить не могла, потому что находилась в состоянии детства. Одна из трех причин этого в том что у науки не было правильного метода познания.
Познание по Бэкону начинается с показаний органов чувств, однако они часто человека обманывают. Причина этого обмана: так действуют идолы рода и пещеры – мешают правильно воспринимать мир. Выход заключается ч том, что показания органов чувств надо проверить экспериментом. Результатом будет факты, т.е. то что мы установили в эксперименте, которые должен объяснить разум. Однако разум часто делает выводы оторванные от действительности. Причина этого в том что действуют идолы площади и театра. Выход нужно пользоваться методом ИНДУКЦИИ – это движение мысли от частного к общему или от фактов к теории. Вывод: любые выводы разума должны базироваться только на фактах.
Вывод: Бэкон обосновал экспериментально индуктивный метод познания.
Рене Декарт.
С одной стороны учения Декарта и Бэкона сближают общие идеи. К ним относятся:
необходимость познания природы
критика схоластики
наука это главное орудии познания
у науки должен быть правильный метод
наука должна сделать человека господин природы
с другой стороны имелись и разногласия:
в отличии от Бэкона основой познания Декарт считал только разум
в отличии от Бэкона Декарт обосновал дедуктивно–аналитический метод познания
Декарт критиковал схоластику и всю средневековую философию. Причина: по мнению Декарта в основе любого знания должен лежать принцип очевидности и достоверности для разума этого знания. И полагал что схоластика этому признаку не соответствует.
Необходимо систематическое рациональное сомнение, смысл в том, что нужно провести ревизию наших знаний. Цель этой проверки в том, что вместо средневековой структуры с ее верой в традицию и авторитет надо создать рациональную культуру, решающая роль принадлежит науке вооруженной правильным методом. Сомнение необходимо, но оно не может быть абсолютным. Причина этого в том, что научное знание должно быть системой, а не собранием случайных истин. В основе этой системы должно лежать очевидное и достоверное для разума суждение в котором усомниться не возможно. По мнению Декарта: «я мыслю следовательно существую», т.е.:
рациональное доминирует над чувственным
для человека важно не только само мышление, но и осознание себя как мыслящего существа (это называется самосознание)
я мыслю – это первый непосредственно данный сознанию объект, мыслящая субстанция.
В учении о бытии по мимо деизма (бог создал и больше не вмешивался) у Декарта было 2 идеи:
Механицизм. Согласно этому взгляду мир – гигантская машин действующая по законам механики и даже более того растения, тело животного и человека – искусно сделанные механизмы. Следовательно высшей наукой о мире может быть только механика.
Дуализм. Смысл: существуют 2 противоположные независимые друг от друга субстанции, а именно:
Телесная или материальная. Телесная субстанция это природа подчиняющаяся законам механики. протяжена и делима.
Мыслящая или духовная. Духовная субстанция –разумная душа, сознание человека . не протяжена и неделима.
В человеке эти субстанции представлены обе, это тело и душа. По Декарту соотношение души и тела – психофизиологическое взаимодействие. Смысл: от состояния тела зависит состояние души, а душа волевым усилие управляет телом.
В теории познания исходной является мысль, что особенностью мыслящей субстанции является наличие в ней врожденные идеи:
Идея бога
Идея чисел и фигур
Принципы логики и математики
Врожденные идеи это отправной пункт познания . эти идеи соответствуют принципу очевидности и достоверности для разума, т.е. они настолько ясны что и х доказывать не надо. Поэтому разум с помощью интеллектуальной интуиции устанавливает их истинность. Затем с помощью дедукции строится знание. Дедукция – из общего к частному. (( из врожденной идеи чисел строится алгебра из врожденных идей фигур – геометрия а в сумме математика.)) Вывод: математика это чисто рациональная наука из опыта не выводимая.
Декарт выделял 4 правила, метода:
Начинать с простого и очевидного (врожденные идеи разума)
Критерии истины - интуиция усматривающая врожденные начала
Путем дедукции получать сложные высказывания
Сохранять не прерывность цепочки умозаключений
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.