logo
Философия, ответы

8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени

Френсис Бэкон.

Учение состояло из 2 частей:

  1. Критической. В ней Бэкон отверг учения Пифагора и Платона за их идеализм. Бэкон критиковал схоластику. По его мнению схоластика:

  1. мешает познанию природы

  2. бесполезна в практическом отношении

  3. слишком абстрактна и оторвана от действительности

Бэкон критиковал и Аристотеля за то что Аристотель методом науки считал дедукцию (труд «Органон» метод). Бэкон в работе «Новый Органон» обосновал учение об индукции как метод познания.

Бэкон разработал учение об идолах или заблуждениях ума. Всего выделял 4 идола или заблуждения:

  1. идол рода (человек к свойствам вещей примешивает свое впечатление о них)

  2. идол пещеры (люди смотрят на мир слишком субъективно (как из своей пещеры) и приписывают миру несуществующие характеристики)

эти идолы для человека являются прирожденными, а остальные 2 – приобретенные, и от них нужно избавляться в первую очередь:

  1. идол площади (люди не правильно пользуются словами, часто не понимая их смысл)

  2. идол театра (люди усваивают чужие методы и слепо им следуют)

  1. позитивная часть

главной мыслью является тезис «знание сила» (Бэкон), т.е. человек познав природу должен стать ее господином. Наука имеет практический смысл и должна быть полезна человеку и обществу. Античная наука эту задачу решить не могла, потому что находилась в состоянии детства. Одна из трех причин этого в том что у науки не было правильного метода познания.

Познание по Бэкону начинается с показаний органов чувств, однако они часто человека обманывают. Причина этого обмана: так действуют идолы рода и пещеры – мешают правильно воспринимать мир. Выход заключается ч том, что показания органов чувств надо проверить экспериментом. Результатом будет факты, т.е. то что мы установили в эксперименте, которые должен объяснить разум. Однако разум часто делает выводы оторванные от действительности. Причина этого в том что действуют идолы площади и театра. Выход нужно пользоваться методом ИНДУКЦИИ – это движение мысли от частного к общему или от фактов к теории. Вывод: любые выводы разума должны базироваться только на фактах.

Вывод: Бэкон обосновал экспериментально индуктивный метод познания.

Рене Декарт.

С одной стороны учения Декарта и Бэкона сближают общие идеи. К ним относятся:

  1. необходимость познания природы

  2. критика схоластики

  3. наука это главное орудии познания

  4. у науки должен быть правильный метод

  5. наука должна сделать человека господин природы

с другой стороны имелись и разногласия:

  1. в отличии от Бэкона основой познания Декарт считал только разум

  2. в отличии от Бэкона Декарт обосновал дедуктивно–аналитический метод познания

Декарт критиковал схоластику и всю средневековую философию. Причина: по мнению Декарта в основе любого знания должен лежать принцип очевидности и достоверности для разума этого знания. И полагал что схоластика этому признаку не соответствует.

Необходимо систематическое рациональное сомнение, смысл в том, что нужно провести ревизию наших знаний. Цель этой проверки в том, что вместо средневековой структуры с ее верой в традицию и авторитет надо создать рациональную культуру, решающая роль принадлежит науке вооруженной правильным методом. Сомнение необходимо, но оно не может быть абсолютным. Причина этого в том, что научное знание должно быть системой, а не собранием случайных истин. В основе этой системы должно лежать очевидное и достоверное для разума суждение в котором усомниться не возможно. По мнению Декарта: «я мыслю следовательно существую», т.е.:

  1. рациональное доминирует над чувственным

  2. для человека важно не только само мышление, но и осознание себя как мыслящего существа (это называется самосознание)

  3. я мыслю – это первый непосредственно данный сознанию объект, мыслящая субстанция.

В учении о бытии по мимо деизма (бог создал и больше не вмешивался) у Декарта было 2 идеи:

  1. Механицизм. Согласно этому взгляду мир – гигантская машин действующая по законам механики и даже более того растения, тело животного и человека – искусно сделанные механизмы. Следовательно высшей наукой о мире может быть только механика.

  2. Дуализм. Смысл: существуют 2 противоположные независимые друг от друга субстанции, а именно:

  1. Телесная или материальная. Телесная субстанция это природа подчиняющаяся законам механики. протяжена и делима.

  2. Мыслящая или духовная. Духовная субстанция –разумная душа, сознание человека . не протяжена и неделима.

В человеке эти субстанции представлены обе, это тело и душа. По Декарту соотношение души и тела – психофизиологическое взаимодействие. Смысл: от состояния тела зависит состояние души, а душа волевым усилие управляет телом.

В теории познания исходной является мысль, что особенностью мыслящей субстанции является наличие в ней врожденные идеи:

  1. Идея бога

  2. Идея чисел и фигур

  3. Принципы логики и математики

Врожденные идеи это отправной пункт познания . эти идеи соответствуют принципу очевидности и достоверности для разума, т.е. они настолько ясны что и х доказывать не надо. Поэтому разум с помощью интеллектуальной интуиции устанавливает их истинность. Затем с помощью дедукции строится знание. Дедукция – из общего к частному. (( из врожденной идеи чисел строится алгебра из врожденных идей фигур – геометрия а в сумме математика.)) Вывод: математика это чисто рациональная наука из опыта не выводимая.

Декарт выделял 4 правила, метода:

  1. Начинать с простого и очевидного (врожденные идеи разума)

  2. Критерии истины - интуиция усматривающая врожденные начала

  3. Путем дедукции получать сложные высказывания

  4. Сохранять не прерывность цепочки умозаключений