11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
В 18в Джордж Беркли и Дэвид Юм совершили переворот в сенсуализме.
Локк придерживался 3х принципах:
1. В основе бытия мира лежит материя
2. Мир существует объективно не зависимо от нашего сознания
3. Мир познаваем
Беркли пришел к выводу что материя это фикция, мир существует чисто субъективно.
Юм утверждал что мир не познаваем.
Джордж Беркли.
Он поставил цель опровергнуть материализм и показать что понятие материя не имеет под собой никаких оснований. Беркли переосмыслил 3 идеи Локка:
1. По Локку разум может создавать общие понятия, Беркли полагал что это не возможно. Аргумент его: мы воспринимаем только единичные вещи в которых общее и единичное слито во едино и поэтому общего мы выделить не можем. Беркли разработал теорию репрезентативного (заменитель) мышления: любая общая идея всегда заменяется единичной ((мы можем представить треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний- только конкретное, а общего представления нет))
2. По Локку опыт бывает внешний и внутренний, согласно Беркли реален только внутренний опыт то есть деятельность нашего сознания.
3. По Локку качество вещей бывает первичное и вторичное , по Беркли все вещи только вторичны, а это значит что все вещи это идеи нашего сознания и иначе не существуют.
Выводы Беркли: существование само по себе и существование в нашем восприятии это одно и тоже («Существовать значит быть воспринимаемым» Беркли). Если мы что то не воспринимаем значит его не существует. Материю как нечто общее не воспринимаем, значит ее не существует.
Учение Беркли характеризуется как солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, согласно которого мир существует только как данный в сознании субъекта.
Дэвид Юм.
В отличии от Беркли Юм полагал что мир возможно и существует объективно, но для нас он не познаваем (агносцитизм – учение о том что мир не познаваем).
Цепочка:
Мир – ощущения – человек
Люди воспринимают мир не напрямую а через ощущения, однако проверить правильность показаний органов чувств мы не можем. Или человек не способен выйти за пределы своих ощущений, поэтому результат: знание ограничивается только кажущемся а сущность остается не познанным («природа держит человека на почтительном расстояние от своих тайн» Юм).
Агночцетизм Юма больше всего проявился в учении о причинности. Мы не можем ничего знать о причинно следственных связях. Аргумент: если явление Б следует во времени за явлением А, это не значит что А причина Б. И поэтому Юм сформулировал признак: «после не значит по этому».
Однако человек верит что он знает причинно-следственные связи только по привычке восприятия.
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.