logo
Философия, ответы

11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)

В 18в Джордж Беркли и Дэвид Юм совершили переворот в сенсуализме.

Локк придерживался 3х принципах:

1. В основе бытия мира лежит материя

2. Мир существует объективно не зависимо от нашего сознания

3. Мир познаваем

Беркли пришел к выводу что материя это фикция, мир существует чисто субъективно.

Юм утверждал что мир не познаваем.

Джордж Беркли.

Он поставил цель опровергнуть материализм и показать что понятие материя не имеет под собой никаких оснований. Беркли переосмыслил 3 идеи Локка:

1. По Локку разум может создавать общие понятия, Беркли полагал что это не возможно. Аргумент его: мы воспринимаем только единичные вещи в которых общее и единичное слито во едино и поэтому общего мы выделить не можем. Беркли разработал теорию репрезентативного (заменитель) мышления: любая общая идея всегда заменяется единичной ((мы можем представить треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний- только конкретное, а общего представления нет))

2. По Локку опыт бывает внешний и внутренний, согласно Беркли реален только внутренний опыт то есть деятельность нашего сознания.

3. По Локку качество вещей бывает первичное и вторичное , по Беркли все вещи только вторичны, а это значит что все вещи это идеи нашего сознания и иначе не существуют.

Выводы Беркли: существование само по себе и существование в нашем восприятии это одно и тоже («Существовать значит быть воспринимаемым» Беркли). Если мы что то не воспринимаем значит его не существует. Материю как нечто общее не воспринимаем, значит ее не существует.

Учение Беркли характеризуется как солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, согласно которого мир существует только как данный в сознании субъекта.

Дэвид Юм.

В отличии от Беркли Юм полагал что мир возможно и существует объективно, но для нас он не познаваем (агносцитизм – учение о том что мир не познаваем).

Цепочка:

Мир – ощущения – человек

Люди воспринимают мир не напрямую а через ощущения, однако проверить правильность показаний органов чувств мы не можем. Или человек не способен выйти за пределы своих ощущений, поэтому результат: знание ограничивается только кажущемся а сущность остается не познанным («природа держит человека на почтительном расстояние от своих тайн» Юм).

Агночцетизм Юма больше всего проявился в учении о причинности. Мы не можем ничего знать о причинно следственных связях. Аргумент: если явление Б следует во времени за явлением А, это не значит что А причина Б. И поэтому Юм сформулировал признак: «после не значит по этому».

Однако человек верит что он знает причинно-следственные связи только по привычке восприятия.