12. Гносеология и этика и.Канта
Немецкая классическая философия возникла во второй половине 18в. Ее основателем являлся Имануил Кант. Последователи: Иоган Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Особенности немецкой классической философии:
Идеаллистический характер. При этом Кант и Фихте – субъективные идеалисты, Шеллинг и Гегель – объективные
Разработка диалектики как учение о законах развития (Гегель)
Кант.
В творчестве Канта выделяют 2 этапы:
Докритический (до начала 70х гг 18в)
Кант интересовался философией природы. Соображения:
Пространство и время это объективные характеристики мира
Вселенная бесконечна и состоит из множества галактик
Солнечная система возникла из раскаленной газовой туманности
На этом этапе Кант был сторонником гносеологического оптимизма, и полагал что мир познаваем.
Критический (с начала 70х гг 18в и до смерти)
Произошли 2 изменения:
С позиции материализма Кант перешел к субъективному идеализму
От гносеологическому оптимизму перешел к агностицизму (т.е. мир не познаваем)
Свое учение Кант назвал критическим. Критика означает что философы рассматривали мир с помощью разума но при этом не изучали сам разум, его способности и границы. Критика это и есть проверка разума.
Кант создал 3 работы под условным названием «Три критики»
Критика чистого разума
Критика практического разума
Критика способности суждения
В ходе проверки разума Кант совершил гносеологический переворот в философии:
До Канта в центре философских учений была онтология, а у Канта - гносеология.
Кант сосредоточил внимание на специфике познающего субъекта (как мы его воспринимаем). Кант выделил в субъекте 2 уровня:
А) эмпирический (индивидуально-психологические особенности отдельного человека)
Б) главное внимание ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (т.е. находящийся за пределами опыта, или это то что присуще сознанию всех людей). По мнению канта на этом уровне находятся АПРИОРНЫЕ формы (доопытные)
Знание бывает 2х видов:
Апостериорное , т.е. опытное
Априорное , доопытное – знание фиксируется в суждениях, которое бывает аналитическое и синтетическое. Аналитическое – фиксирует уже известное, синтетические- дают новые знания.
Кант осуществил синтез эмпиризма и рационализма
Кант признавал объективное существование мира и его объектов, которые называются «вещи в себе». Они воздействуют на органы чувств и порождают чувственное представление. Существуют также «вещи для нас» , т.е. те же самые «вещи в себе» только в нашем восприятием.
В нашем восприятие присутствует феномЕны или явления. У них есть 2 стороны:
Материальное основание или содержание дающееся в опыте (идея эмпиризма)
Форма приводящая ощущения в определенный порядок. Форма априорна и существует до опыта (идея рационализма).
Сознание субъекта активно. Эта активность заключается в том что сам мир определяется формами нашего восприятия. Или иначе имеющеюся в нашем сознании априорные формы строят нам определенную картину реальности, которую мы познаем.
Кант поставил вопрос каковы источники и границы нашего познания, т.е. что мы о мире можем знать или как возможны априорные синтетические, доопытные, дающие новое знания, суждении в естествознании, в математики, философии.
Кант выделял 3 познавательные способности человека:
Чувственность (математика – наука о нашем понимании мира)
Рассудок
Разум
Математика и естествознание имеет научный характер, они дают знания с которым согласны все люди, но это науки не о мире как таковом, а только о нашем понимании мира. Поэтому сущность остается не познаваемой, мы познаем только явления, т.е. видимое, кажущееся (это и называется агносцитизм – мир не познаваем).
Философия не имеет научного характера. Т.к. не дает однозначных ответов, что есть мир как целое, бог, душа, свобода. Когда разум пытается решить эти вопросы он впадает в антиномии (т.е. неразрешимые противоречия). Разум будучи не в силах решить эти вопросы, в тоже время не запрещает верить в Бога, бессмертия души и свободы воли. Поэтому человек должен выбрать веру или неверие. По мнению Канта человек должен выбрать веру. Но здесь начинается переход от теоретического разума к практическому, или от гносеологии к этике.
Кант выделял практический разум (см таблица 14), который имеет нравственный характер. Его основой является воля. Ее главное свойство – автономия от божественного предопределения и природной необходимости. Однако воля не может быть абсолютно свободной. Воля сама себя ограничивает, она подчиняет себя всеобщему априорному нравственному закону. Он называется категорически императим – каждый человек должен поступать так, чтобы его поступок ко всеобщему благу могли совершить и другие. Смысл этой мысли : высшей ценностью и целью является человек.
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.