10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
Томас Гоббс.
Систематизировал учения Бэкона, но и дополнил его. В учении о бытии Гоббс разработал первую завершенную систему механистического материализма. Суть: субстанцией является материя подчиняющаяся действию законов механики. В теории познания Гоббс продолжил линию эмпиризма, но включил в нее отдельные элементы рационализма.
Мир по мнению Гоббса познаваем и познание делится на:
Обыденное. Главное органы чувств. Главным методом является индукция
Научное. Велика роль разума. Главный метод особенно в механики и математике допустима дедукция.
Образцами научного мышления он считал механику и математику. Механику, потому, что мир – машина. А математику, т.к. разум действует математически.
Мышление - это сложение и вычитание ощущений.
В отличие от Декарта Гоббс полагал что математика как и любая другая наука возникла в опыте (измерить поле высоту).
Истина по Гоббсу – не врожденные принципы ума, а свойства наших суждений о вещах. Это позиция крайнего номинализма.
Гоббс разработал учение о роли языка в жизни людей. Суть:
Без языка не возможно познание. Человек дает вещам и явлениям имена – это есть слова-метки. Помимо них есть слова-знаки с их помощью обмениваются мыслями. Вывод: если бы этого обмена не было то прогресс познания был бы не возможен.
Без языка была бы невозможна общественная жизнь людей. Язык позволил людям заключить общественный договор и учредить государство.
Джон Локк
«Разум – чистая доска, на которой опыт наносит письмена»
Главная идея сенсуализма: «нет ничего в разуме чего бы раньше не было в ощущении».
Опыт по Локку бывает:
Внешний – происходит при воздействии внешнего мира на органы чувств, этот опыт является исходным. Его результат это простые идеи о вещах. Эти идеи делятся на 2 основные группы:
Идеи первичных качеств вещи – эти качества присущи самим вещам (масса, плотность, объем)
Идеи вторичных качеств вещи – эти качества зависят от нашего восприятия вещи. (вкус, цвет, запах)
Внутренний опыт – заключается в деятельности разума. По мнению Локка: внутренний опыт опирается на внешний. Или разум перерабатывает показания органов чувств. Разум из простых идей строит сложные, 3мя путями:
Соединение
Сопоставление
Абстрагирование. Разум у большого класса объектов выделяет общие признаки и фиксирует их в форме понятий ((шар, куб и пирамида – общие признаки – понятие геометрическое тело)).
В то же время Локк полагал, что у разума имеется спонтанная сила независимая от ощущений. Локк считал что знание бывает 3 видов:
Чувственное – наименее достоверно
Демонстративное – т.е. размышление
Интуитивное знание – разум непосредственно усматривает истину.
В учении об обществе Гоббс и Локк были сторонниками теории общественного договора. Главная ее идеи: Государство это результат соглашения людей.
По Гоббсу сначала люди находились в естественном состоянии (нестесненное ни какими законами). Каждый человек полагал что он имеет право на все («Человек человеку волк» Гоббс – каждый хотел добиться своих целей). Дальше в определенный момент люди испугались что начнется «война всех против всех» (Гоббс), чтобы этого не произошло был заключен договор и учреждено государство. Договор: люди передают часть своих прав государству, а государство взамен обязуется защищать права граждан, и прежде всего право на жизнь. Возникнув государство превратилось в механическое чудовище (механицизм), но произвол государства ограничен общественным договором.
По Локку признается понятие естественное состояние, но его взгляды со взглядами Гоббса не совпадали.
Разногласия:
По мнению Локка естественное состояние не было конфликтным и люди с помощью разума осуществляли согласование своих интересов
Общественный договор был заключен по причине возникновения частной собственности - по мнению Локка. Государство по договору обязалось не только жизнь граждан но и их имущество.
Вывод: у людей есть не отъемлемые естественные права. Произвол со стороны государства ограничен общественным договором. Если государство в лице правителя нарушает договор, то народ имеет право на революцию, для свержения правителя.
- 1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, методы и функции философии.
- 2. Древняя философия Востока
- 3. Философия «физиков». Софисты и Сократ.
- 4. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
- 5. Философия эпохи эллинизма.
- 6. Средневековая религиозная философия: учения Тертуллиана, а.Августина, ф.Аквинского.
- 7. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории.
- 8. Ф.Бэкон и р.Декарт как основатели философии Нового времени
- 9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница
- 10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)
- 11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)
- 12. Гносеология и этика и.Канта
- 13. Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
- 14. Философия марксизма.
- 15. Неклассическая философия XIX века: философия жизни
- 16. Неклассическая философия XIX века: Неокантианство и прагматизм (общая характеристика).
- 17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм
- 18. Неклассическая философия XX века: феноменология э.Гуссерля.
- 19. Неклассическая философия XX века: фрейдизм и неофрейдизм (к.Г.Юнг, э.Фромм).
- 20. Неклассическая философия XIX-XX веков: экзистенциализм.
- 21. Неклассическая философия XX века: немецкая философская антропология
- 22. Неклассическая философия XX века: философская герменевтика.
- 23. Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма
- 24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение в.С.Соловьева).
- 25. Русская философия XX века (религиозная философия).
- 26. Философский смысл понятия бытия. Основные формы бытия, их характеристика.
- 1. Сущее.
- 2. Реальность.
- 27. Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- Дуализм
- Плюрализм
- 28.Проблема движения, пространства и времени в философии.
- 29. Проблема соотношения души и тела в истории философии.
- 30. Психика и сознание человека: сущность, структура и функции. Отличие сознания человека от психики животных.
- Субъективность.
- Активность сознания
- Системность сознания.
- 31. Понятие познания. Объект и субъект познания. Формы познания. Проблема истины в философии.
- Предметно- практический:
- 32. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни, философские основания науки. Вненаучное познание.
- 33.Формы и методы научного познания.
- 34. Модели развития науки в философии науки.
- 35. Законы диалектики
- 36. Диалектические категории системности.
- По характеру целостности:
- 37. Диалектические категории детерминизма.
- 38. Проблема сущности и существования человека в философии.
- 39. Концепции антропосоциогенеза.
- 40. Феномены бытия человека.
- 41. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Проблема личности в философии. Духовность, бездуховность и псевдодуховность личности.
- 42. Специфика социального бытия. Общество как система.
- 43. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Вероятность и случайность в истории.
- 44. Проблема роли масс и личности в историческом процессе.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 46. Единицы исторического процесса
- 47.Исторические типы цивилизаций: традиционная, техногенная, российская.
- 48. Понятие культуры. Проблема культуры в истории философии. Сущность и формы культуры. Проблема кризиса культуры.
- 49. Понятие ценностей. Проблема ценностей в истории философии. Классификация ценностей.
- 50. Глобальные проблемы современности.