logo
Философия, ответы

10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)

Томас Гоббс.

Систематизировал учения Бэкона, но и дополнил его. В учении о бытии Гоббс разработал первую завершенную систему механистического материализма. Суть: субстанцией является материя подчиняющаяся действию законов механики. В теории познания Гоббс продолжил линию эмпиризма, но включил в нее отдельные элементы рационализма.

Мир по мнению Гоббса познаваем и познание делится на:

  1. Обыденное. Главное органы чувств. Главным методом является индукция

  2. Научное. Велика роль разума. Главный метод особенно в механики и математике допустима дедукция.

Образцами научного мышления он считал механику и математику. Механику, потому, что мир – машина. А математику, т.к. разум действует математически.

Мышление - это сложение и вычитание ощущений.

В отличие от Декарта Гоббс полагал что математика как и любая другая наука возникла в опыте (измерить поле высоту).

Истина по Гоббсу – не врожденные принципы ума, а свойства наших суждений о вещах. Это позиция крайнего номинализма.

Гоббс разработал учение о роли языка в жизни людей. Суть:

  1. Без языка не возможно познание. Человек дает вещам и явлениям имена – это есть слова-метки. Помимо них есть слова-знаки с их помощью обмениваются мыслями. Вывод: если бы этого обмена не было то прогресс познания был бы не возможен.

  2. Без языка была бы невозможна общественная жизнь людей. Язык позволил людям заключить общественный договор и учредить государство.

Джон Локк

«Разум – чистая доска, на которой опыт наносит письмена»

Главная идея сенсуализма: «нет ничего в разуме чего бы раньше не было в ощущении».

Опыт по Локку бывает:

  1. Внешний – происходит при воздействии внешнего мира на органы чувств, этот опыт является исходным. Его результат это простые идеи о вещах. Эти идеи делятся на 2 основные группы:

  1. Идеи первичных качеств вещи – эти качества присущи самим вещам (масса, плотность, объем)

  2. Идеи вторичных качеств вещи – эти качества зависят от нашего восприятия вещи. (вкус, цвет, запах)

  1. Внутренний опыт – заключается в деятельности разума. По мнению Локка: внутренний опыт опирается на внешний. Или разум перерабатывает показания органов чувств. Разум из простых идей строит сложные, 3мя путями:

  1. Соединение

  2. Сопоставление

  3. Абстрагирование. Разум у большого класса объектов выделяет общие признаки и фиксирует их в форме понятий ((шар, куб и пирамида – общие признаки – понятие геометрическое тело)).

В то же время Локк полагал, что у разума имеется спонтанная сила независимая от ощущений. Локк считал что знание бывает 3 видов:

  1. Чувственное – наименее достоверно

  2. Демонстративное – т.е. размышление

  3. Интуитивное знание – разум непосредственно усматривает истину.

В учении об обществе Гоббс и Локк были сторонниками теории общественного договора. Главная ее идеи: Государство это результат соглашения людей.

По Гоббсу сначала люди находились в естественном состоянии (нестесненное ни какими законами). Каждый человек полагал что он имеет право на все («Человек человеку волк» Гоббс – каждый хотел добиться своих целей). Дальше в определенный момент люди испугались что начнется «война всех против всех» (Гоббс), чтобы этого не произошло был заключен договор и учреждено государство. Договор: люди передают часть своих прав государству, а государство взамен обязуется защищать права граждан, и прежде всего право на жизнь. Возникнув государство превратилось в механическое чудовище (механицизм), но произвол государства ограничен общественным договором.

По Локку признается понятие естественное состояние, но его взгляды со взглядами Гоббса не совпадали.

Разногласия:

  1. По мнению Локка естественное состояние не было конфликтным и люди с помощью разума осуществляли согласование своих интересов

  2. Общественный договор был заключен по причине возникновения частной собственности - по мнению Локка. Государство по договору обязалось не только жизнь граждан но и их имущество.

Вывод: у людей есть не отъемлемые естественные права. Произвол со стороны государства ограничен общественным договором. Если государство в лице правителя нарушает договор, то народ имеет право на революцию, для свержения правителя.