logo
Философия, ответы

9. Западноевропейский рационализм 17 века: учения б.Спинозы и г.Лейбница

Последователями рационализма Декарта были: Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц.

Бенедикт Спиноза.

Главный вопрос который Спиноза поставил: что есть все, мир как целое. Ответ может дать только разум, по его мнению.

Спинозу прежде всего волновало проблема субстанции. Субстанция должна быть вечной и быть причиной самой себя (нет силы которая могла бы ее создать). Спиноза полагал что этому требованию соответствует только Бог. По Спинозе Бог и природа – это одна реальность (пантеизм). И соответственно субстанция – Бог-природа. Поскольку Бог абсолютен (уже совершенен) субстанция неподвижна и неизменна. Поскольку субстанция это причина самой себя то и действует она самостоятельно. Способ действия субстанции называется – атрибут. У субстанции атрибутов множество но мы знаем только 2:

  1. Протяжение

  2. Мышление

Мышление универсально и свойственна всей природе («И камень мыслит» Спиноза). Мышление человека это особый случай мышления всей субстанции.

Субстанция – природотворящая, но есть и природосотворенное – множество единичных вещей., которые называются модусы.

Субстанция по мнению Спинозы действует только в соответствии с необходимостью следовательно в мире нет ничего случайного. Все модусы подчинены необходимостью.

Человек это тоже модус, но особый: человек обладая разума может познать мир, но человек тоже подчинен необходимостью. («Свобода это познанная необходимость» Спиноза).

Спиноза выделял 4 рода познания:

  1. Познание понаслышке – самое не достоверное.

  2. Чувственное познание – смутное и неистинное

  3. Разум – единственный источник истинного знания

Познание можно начинать сразу с разума минуя органы чувства.

Принцип тождества, мышления и бытия: порядок и связь идей в разуме соответствует порядку и связей вещей в природе.

В разуме содержатся врожденные общие понятия (принципы логики и математики). Разум с помощью интуиции устанавливает истинность этих понятий, а затем с помощью дедукции из этих понятий строится знание.

  1. Интеллектуальная интуиция – с ее помощью не только выявляются врожденные общие понятия, но и осуществляется познание бога.

Вывод: разум сам знание формирует и он же определяет его истинность.

Готфрид Лейбниц.

Он тоже интересовался проблемой субстанции, но решил ее иначе чем Спиноза (монизм) и Декарт (дуализм)

По Лейбницу в основе бытия мира лежит множество субстанций (полизм). Монады – элементарные простые начала.

Демокрит

Лейбниц

  1. Атомы – это материальные частицы

  2. Атомы приводятся в движение внешней необходимостью

  3. Атомы взаимодействуют между собой путем столкновения

  1. Монады – это духовные частицы

  2. Источник движения монад находится в них самих

  3. Монады совершенно не зависимы друг от друга

По Лейбницу монады вечны, непроницаемы, не имеют структуры, способны к восприятию и деятельности. Все монады созданы богом как верховной монадой. Все монады различаются по способностям:

  1. Монады составляющие сущность растений способны к восприятию

  2. Монады составляющие сущность животного обладают психикой

  3. Человеческой монадой является человеческая душа, способная к познанию

Каждая монада – это «зеркало Вселенной», т.е. каждая воспринимает действия всех остальных, поэтому получается что монады не зависимы друг от друга, но при этом действуют согласовано. В мире существует «предустановленная Богом гармония монад». Исходя из этого вывод «наш мир наилучший из всех миров». Точно также в человеке существует предустановленная гармония души и тела.

Лейбниц был сторонником психофизиологического параллелизма: душа и тела существуют независимо, но согласовано.

В теории познания Лейбниц склонялся к рационализму, но при этом он попытался выработать компромисс между рационализмом Декарта и сенсуализмом Локка.

По Лейбницу чувственное познания играет не последнюю роль (рационалист не характерный). Все истины делятся на 2 вида, а именно

  1. Истины факта, добываемые в опыте. На них основаны естественные науки и в них допустим метод индукции (от частного к общему). Однако собранные факты объясняют только разум.

  2. Истины разума, которые опираются на врожденные задатки мышления (принципы логики и математики). Эти задатки разум раскрывает только под воздействием органов чувств. Органы чувств направляют внимание разума на определенные истины. Затем разум с помощью интуиции устанавливает истинность задатков, а потом путем дедукции из них строится знание.

Вывод: Рационализм:

  1. Указывает на ведущую роль разума в познании

  2. Признает наличие в разуме врожденного

  3. Основой познания считается интуиция и дедукция

  4. Математика это образец научного мышления