logo
Философия, ответы

17. Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм

ПОЗИТИВИЗМ. Крупнейшими представителями позитивизма являлись Огюст Конт, Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер.

Согласно позитивизму, философию в традиционном понимании необходимо или отбросить, или изменить для обслуживания полезных, практических наук, или превратить в методологию – науку о познании. Нужно заняться изучением реального, практичного знания и процесса его получения. «Позитивные науки» должны опираться на факты наблюдения и эксперимента, в том числе общественные науки, например, история – на изучение первоисточников, текстов.

ОГЮСТ КОНТ. Он являлся основателем позитивизма и одновременно социологии как науки об обществе. Подлинная реальность – это явления, «факты»; ими и должна заниматься «позитивная философия» как особая наука. «Негативный философ» исследует «причины» и «сущности», «позитивный» – факты и законы с целью создать систему «позитивного знания», состоящей из фактов и их соотношений. Все, что не может быть сведено к фактам, должно быть устранено из научного знания. Теория – это классификация фактов. Поэтому позитивная научная дисциплина является эмпирической; каждая наука может и должна для себя самой стать философией; задача философии – не спекулятивное знание, а обобщение достижений науки. Важен вопрос не «почему» мир существует (поиск «начал» и «причин»), а «как» он существует (описание фактов).

Знание об обществе тоже должно быть «позитивным» и опираться на факты. Такое знание дает социология как «социальная физика». Социология подразделяется на социальную статику (изучает структуру общества), социальную динамику (изучает развитие общества) и социальную политику (содержит программу социального действия). О.Конт выдвинул принцип «знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы действовать» (в интересах общественного прогресса). «Позитивное знание» должно стать религией индустриального общества; это знание должно быть постижением человечества как единого, целостного организма и как «Верховного существа».

О.Конт создал учение о стадиях развития духа и общества в целом.

Сравнение

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ

ПОЗИТИВНАЯ

Возраст

«Детство» человека

«Юность» человека

«Зрелость» человека

Сущность

«Фиктивная»: предполагает мнимое объяснение мира

«Абстрактная»: предполагает отвлеченное объяснение мира

«Реальная»: предполагает позитивное объяснение мира

Время

От начала истории до XIII в.

Охватывает XIV – XVIII века

С начала XIX века и далее

Соц. группы

Духовенство и военные

Бюрократия

Ученые и инженеры

Тип

мышления

Религия в трех стадиях – фетишизм, политеизм

и монотеизм

Философия: формирование абстрактных понятий, логика, критика религии

Наука: позитивное мышление, отказ от метафизических схем

и абстракций

Объяснение мира

Аналогия: вещи и процессы природы наделяются человеческими свойствами – волей, душой, разумом

Каузальность: место Бога занимают конечные причины и сущности, поиск базовых оснований мироздания

Закономерность: установление связей фактов, поиск не абсолютной истины, а рациональное научное предвидение

Социальный порядок

Религия духовно интегрирует общество, делает его целостным организмом

Упадок религии, угроза распада социальных связей и общества из-за секуляризации

Социология: позитивный синтез знаний об обществе, объединяет его идеей прогресса

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР. Считал, что мир делится на непознаваемое (сущности и причины) и познаваемое (явления и факты); наука может познавать лишь сходства и различия между явлениями, но не может проникнуть в их сущность; следует ограничиться описанием наблюдаемых фактов в природе и обществе.

В отличие от О.Конта, Г.Спенсер был сторонником примирения науки и религии. Они выражают противоположные стороны одного и того же факта: наука – видимую, фиксируемую в опыте, религия – невидимую. Наука верит в мир сущностей за поверхностью явлений, религия – в Бога как абсолют.

О.Конт считал образцом мышления теоретическую механику, Г.Спенсер – биологию; по О.Конту, свойства элемента определяются свойствами целого, в которое они входят, по Г.Спенсеру, необходимо идти от биологического или социального «атома» к системе в процессе развития. Он придерживался принципов эволюционизма и был основателем органицизма в понимании общества.

По Г.Спенсеру, в обществе, как и в природе, действует закон эволюции – соединения и разделения движущихся частиц – природных и людей, ведущий к равновесию. Институты общества подобны органам тела с разделением функций между ними. Общество, как и другие организмы, стремится к самосохранению и равновесию. Главный закон социальной эволюции – выживание наиболее приспособленных обществ; таково индустриальное общество, разделенное на классы. Революцию он трактовал как тяжелую болезнь социального организма и, в отличие от К.Маркса, был противником социальных революций и социализма.

В первой половине XX века возникает современная разновидность позитивизма – неопозитивизм. Двумя главными его идеями являются:

 отрицание философии как теоретической формы познания мира, роли философии в развитии науки: у философии нет функций (мировоззренческой, методологической и др.), которые не осуществлялись бы специально-научным знанием, которое единственно возможно и противоположно философии;

 философские проблемы – это неправомерная «метафизика», не имеющая отношения к научному познанию, философские понятия и принципы лишены смысла с точки зрения норм языка, необходимо разработать «универсальный язык науки», чтобы устранить из научного знания любые отвлеченные абстракции.

Наиболее значимыми формами неопозитивизма являются аналитическая философия и концепция «логического позитивизма» Венского кружка. В 1929 году вышел в свет манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». Основателем этого объединения являлся Мориц Шлик, а главными представителями – Рудольф Карнап, Отто Нейрат и Курт Гёдель.

Они утверждали, что все выходящее за рамки анализа средств языка и непосредственно данного его эмпирического содержания – это вредная «метафизика». Подлинно научная философия должна дать анализ языка науки; этот анализ должен быть направлен на устранение метафизики, на исследование строения научного знания, с целью выявления только эмпирически проверяемого содержания научных понятий и утверждений. Для этого необходим базисный «язык наблюдений», выражающий чувственно воспринимаемые физические явления. Научное знание должно быть сведено к эмпирическому содержанию: главным принципом должна быть верификация – проверка научных высказываний на предмет их истинности с точки зрения эмпирического подтверждения. Любые утверждения о мире необходимо свести к «атомарным эмпирическим высказываниям», фиксирующим данные «чистого опыта», за рамки которого наука выйти не может.